Противостояние
между
властью
и
подвластными
старо
как
мир.
Мы
сами
выбираем
себе
мужей,
начальников
и
президентов,
но
потом
не
желаем
им
подчиняться.
Часто
власть
нами ошибочно воспринимается как
ущемление наших прав и свобод, поэтому
мы реагируем бунтом, но бунт только
усугубляет разногласия. В наши дни с
неуважительным отношением к власти мы
сталкиваемся повсюду: комики и шоумены
отпускают грязные шутки о народных
избранцах, интернет кишит видеороликами,
выставляющими президента на посмешище,
а люди в
форме — блюстители порядка — презираемы.
Эти всплески народной боли, гнева или
даже смеха, увы, не приносят облегчения.
Может, нам следует пересмотреть свои
отношения с властью и попытаться самим
что-то изменить?
Слово Божье говорит: «Всякая
душа да будет покорна высшим властям,
ибо нет власти не от Бога; существующие
же власти от Бога установлены. Посему
противящийся власти противится Божию
установлению. А противящиеся сами
навлекут на себя осуждение. <...> Ибо
[начальник] есть Божий слуга, тебе на
добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо
он не напрасно носит меч: он Божий слуга,
отмститель в наказание делающему злое.
И потому надобно повиноваться не только
из [страха] наказания, но и по совести.
<...> Итак отдавайте всякому должное:
кому подать, подать; кому оброк, оброк;
кому страх, страх; кому честь, честь»
(Рим. 13:1-7).
Стоящий у власти — это не
обычный человек, с которым мы можем
препираться на равных, как будто он
равноценен нам. Власть создана Богом.
Поэтому и стоящий у власти — это
избранный Богом человек, Богом помазанный
и наделённый высочайшими полномочиями.
Быть может, во всем другом этот человек
не лучше, а даже хуже нас разбирается в
чем-то, быть может, у него меньше талантов,
может, мы с ним когда-то учились в одном
классе, где он был двоечником, или,
скажем, он не так красив, умен, красноречив,
духовен, как мы, но, раз уж он поставлен
у власти, перед Богом мы уже не имеем
никакого права унижать этого человека.
Бог
приводит к власти кого хочет и не обязан
объяснять свой выбор.
Да, порой начальники своими действиями
заставляют краснеть за себя, совершают
немыслимые ошибки. Над одними причудами
можно просто бесконечно «ухахатываться»
всем миром, а другие граничат с безумием.
Например, Ранавалона,
королева
Мадагаскара,
приказывала
казнить
своих
подданных,
если
те
являлись
к
ней
во
снах
без
ее
разрешения.
А
император
Нерон, как бы играючи, убивал христиан,
придумывая изуверские методы казни.
Его капризы несли невинным детям Божьим
смерть. И Бог это допускал.
У
каждого
из
нас
есть
свое
понимание
власти.
И
довольно
часто
мы
видим
власть
как
конкурента.
Поэтому
нами
движет гордость и бунт. Часто,
когда
Бог выбирает из среды нас кого-то,
помазывает и ставит у власти, нам трудно
принять это. Например, власть Иисуса
Христа не признавали только на Его
родине, среди самых близких Ему людей.
Мы не в состоянии извлечь для себя пользу
и благословение от власти, потому что
неправильно ее понимаем. Из
зависти мы видим лишь то, что человек,
поставленный над нами, имеет больше
силы, привилегий, почестей, хотя в первую
очередь он поставлен над нами, чтобы
нам служить.
Это и есть главный смысл власти. Когда
же мы противимся власти, мы не позволяем
ей послужить нам, как это задумано Богом,
таким образом, мы лишаем себя благословения,
которое Бог желает дать нам через неё.
В
Слове Божьем говорится, чтобы мы почитали
других выше себя. И это говорится даже
не в контексте власти, а просто в контексте
обычных взаимоотношений. Тем более мы
должны быть осторожны, когда речь идёт
о власти. Если мы не подчиняемся, мы
теряем благословения. В Новом Завете
очень много говорится о послушании
и смирении. Без
послушания невозможна качественная
власть.
Иисус сказал нам главный принцип успеха
в созидании чего-либо: «Всякое царство,
разделившееся само в себе, опустеет; и
всякий город или дом, разделившийся сам
в себе, не устоит» (Мф.12:25). Этот принцип
состоит в единении и субординации. Мы
все разные, у нас разные взгляды на то,
как правильно вести войну или газовые
переговоры, как правильно лечить,
воспитывать детей, готовить, зарабатывать
деньги для семьи. И даже церковь — это
собрание индивидуальностей, потому что
у каждого из нас свои представления о
том, как правильно проповедовать, вести
прославление, молиться. Из-за этого так
много несогласия и даже разделения в
церквях. То,
что просит от нас Бог в этом вопросе —
единение и субординация — не означают
отказ от собственной индивидуальности,
а означают выбор видеть власть как
поставленную Богом и уважать ее.
Естественно, легче научиться
уважать власть, с которой ты взаимодействуешь
абстрактно, которую видишь лишь по
телевизору. Живя в государстве
добропорядочно и повинуясь законам,
можно избежать неприятных контактов с
властью, особенно с ее карательными
органами, таким образом уважать власть
будет легче. Но куда сложнее складываются
взаимоотношения с властью на уровне
своих личных интересов — на учебе, на
работе, в семье — там где она воплощается
в конкретном человеке, с которым ты
делаешь одно общее дело. Трудно уважать
гаишника, который выписал огромный
штраф, отчего весь твой бюджет рухнул.
Трудно подчиняться шефу, который не
ценит тебя, мало тебе платит или
эксплуатирует. Трудно студенту чтить
преподавателя, который предвзято
относится, запугивает или намекает на
взятку.
Часто
люди спрашивают: справедливым ли будет
ли такое подчинение, если вышестоящая
власть сама нарушает Божью волю?
Из Писания мы знаем, что Бог не уполномочил
нас вершить самосуд. Он сам будет судить
такую власть, а мы со своей стороны
должны все делать правильно — уважать
и подчиняться, насколько это возможно.
Но что, если власть сама нарушает Божий
закон и втягивает в это нас? В такой
сложной ситуации не всегда можно дать
однозначный ответ. С одной стороны, мы
в первую очередь должны быть послушны
Богу. Но, с другой стороны, мы не должны
быть слепыми фанатиками. В молитве мы
должны просить у Бога совета и
прислушиваться к Его голосу. Быть может,
у Него есть свои особые планы для этой
ситуации. Иногда Бог через покорность
верующего удивительным образом смиряет
непокорную власть.
Одна
девушка свидетельствовала, что когда
она приняла Христа и стала ходить в
церковь, еще будучи подростком, ее
родители не одобрили это решение и
поставили ей ультиматум: вибирай — либо
мы и дом, либо твой Бог. Эта девушка
очень горячо любила Господа и могла бы
в порыве уйти из дома, сказав, что лучше
под забором с Богом, чем в этом доме, но
без Бога. Однако она выбрала пока
отказаться от церкви, потому что понимала,
что должна уважать родителей, тем более,
что она еще сама была ребенком. Она не
перестала верить и много молилась, чтобы
Бог показал выход. И через какое-то время
Бог изменил обстоятельства и вывел ее
из этой семьи туда, где она могла
беспрепятственно быть с Богом. Но та
покорность, которую она проявила в
семье, через долгие годы принесла свои
плоды: сегодня ее родители тоже верующие.
Семья
— это то место, где противостояние
острее всего ощутимо, может быть, потому
что здесь самовыражение человека
максимально, а значит, и столкновение
личных интересов тоже максимально. В
Библии сказано, что святая жена повинуется
своему мужу, и в глазах Бога это самое
прекрасное украшение, какое может носить
женщина.
Апостол Павел пишет: «Жены, повинуйтесь
своим мужьям, как Господу, потому что
муж есть глава жены, как и Христос глава
Церкви... Но как Церковь повинуется
Христу, так и жены своим мужьям во всем»
(Еф. 5:22-24).
Нигде в Библии не сказано,
что мужчина лучше в глазах Бога или
более ценен, чем женщина. Они оба
равноценны. Но в рамках брака, когда
созидается дом, должно иметь место
подчинение, чтобы дом устоял. Бог
задумал, чтобы именно жена подчинялась
мужу, а не наоборот. Но это не приказ, а
скорее приглашение, мудрый совет, следуя
которому, семья достигнет успеха. Так
же, как церковь может взбунтоваться и
выйти из-под сени Христа, решив идти
своим путем, так же и жена может быть
непокорной мужу. Но от этих действий
можно ожидать только краха. В Слове
Божьем сказано: «Мудрая жена устроит
дом свой, а глупая разрушит его своими
руками» (Притч. 14:1).
Мужчинам приходится очень
трудно в наше время. Как и раньше, они
призваны содержать семью, служить Богу,
быть примером дома для детей и жены. К
тому же в наши дни они борются с многими
искушениями, которые предлагает
современная развращённая и эмансипированная
культура, в которой их сила и власть
ставятся женщинами под сомнение. У
мужчины должна быть семья, где в нем не
будут сомневаться, где жена будет верить
в него до конца, даже если за пределами
семьи в этого мужчину никто не верит.
Если же она будет его упрекать, унижать
или отрекаться от мужа, когда у него
проблемы, семья перестает существовать.
Хотя ещё какое-то время она будет
сохранять внешнее подобие семьи, внутри
она — как трухлявое дерево.
Бывает, что женщине очень
сложно подчиняться своему мужу — тому
мужчине, которого она еще недавно так
нежно любила, но, выйдя за него замуж и
начав жить с ним под одной крышей, поняла,
что муж не такой уж и идеальный. Проблемы
заставляют трезво смотреть на ситуацию,
и подчиняться этому мужчине кажется ей
несправедливым. Какой же тогда мотив
подчинения правильный?
Жены должны подчиняться
мужьям не потому, что этого хочется
самим мужьям, будто бы это их каприз. Не
потому что муж мудрее, сильнее, выносливее,
больше зарабатывает. А просто потому
что этого хочет Бог. В жизни часто бывают
какие ситуации, что мужья наоборот
меньше зарабатывают, меньше в чем-то
разбираются или даже, бывает, оказываются
менее приспособлены к жизни, например
если муж — с ограниченными возможностями.
Но для Бога не важно, кто сколько работы
делает в рамках семьи или кто у кого,
грубо говоря, сидит на шее. Господь
хочет, чтобы жена подчинялась мужу и
уважала его.
Иногда мужчина настолько
сильно требует власти в семье, настолько
агрессивно подавляет жену, что она
начинает ему повиноваться из страха
или из желания угодить, потешить его
самолюбие. Оба супруга должны признавать,
что послушания в семье хочет Бог. То
есть, подчиняясь мужу, жена напрямую
подчиняется этим самым Богу. Это ободряет
в трудных ситуациях: если женщине бывает
трудно подчиниться, она вспоминает, что
Бог никогда не хотел от нее чего-то
плохого, что навредит ей, значит, и в
этот раз, подчинившись, она не пропадет.
То, что желает от нас Бог — это всегда
благо, даже если вначале оно кажется
нам некомфортным. Потому что Писание
говорит, что «воля Божия — благая,
угодная и совершенная» (Рим. 12:2).
В наших церквях тоже часто
бывают столкновения интересов. Хоть
церковь — это и собрание грешников,
очищенных святою жертвой Христа, однако
наш ветхий человек, наша греховная
природа и здесь пытается покачать права.
Мы сидим на собрании и замечаем недостатки,
а потом ропщем в лучшем случае в одиночку,
а в худшем собираем группу поддержки,
оппозицию, чтобы идти войной на пастора.
Согласитесь, достаточно популярная
проблема. Но это опасный путь, который
ведет к разделению. Богу это противно.
Он помазывает пастора, Он дает ему
видение и направление, быть может, Он
открывает перед ним намного большую
перспективу, чем перед нами, паствой.
Мы должны любить наших пастырей, верить
им, молиться за них. В Послании к евреям
сказано: «Повинуйтесь наставникам
вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно
пекутся о душах ваших, как обязанные
дать отчет» (Евр. 13:17). Невозможно
представить себе тело, в котором все
органы и его части конкурируют между
собой. Организм работает слаженно, пока
все его органы на своем месте и подчиняются
общей цели. Бойтесь оказаться волком в
овечьей шкуре, который соблазнит и
разделит церковь.
Очень часто, читая в интернете
новости политики, можно наткнуться на
грязные комментарии и даже с матами.
Иногда в этих комментариях пишется
правда (или похоже на это), но тон и манера
выдают вдохновителя этих слов — это
сатана. Он — отец лжи. Но ему также
выгодно, чтобы мы говорили «правду»,
которая не созидает, а разрушает. Правда,
в которой звучит ненависть и презрение.
Верующие тоже, хоть и не так пошло, но
не менее активно комментируют и
возмущаются властью. Почему мы позволяем
себе это? Негативные высказывания
создают резонанс, разрушающий власть.
Наши правители ежедневно получает
такую порцию проклятия, что неудивительно,
как они вообще остаются хоть сколько-нибудь
способными на что-то хорошее. Если у
нас, верующих, нет сил благословлять
власть, молиться и поститься за нее, то
есть активно ее «любить», то можно хотя
бы молчать и не хулить.
Однажды Павел, находясь в
узах, имел честь выступить перед царем
Иродом Агриппой Вторым и его сестрой
Вереникой. Всему народу было известно
о постыдной кровосмесительной связи
этого царя с родной сестрой. Павел также
не мог не знать этого. Элементарная
брезгливость христианина Павла ко греху
могла дать ему повод не уважать такого
царя. Но Павел не только не обличил за
это царя при встрече, а наоборот, вежливо
и покорно с ним беседуя, только являл
ему Христа. Есть специально помазанные
люди, которых Бог поставил в роли
обличителя власти — например, Иоанн
Креститель. Он публично обвинял царя
Антипу, который отбил жену у своего
сводного брата Филиппа, выгнав свою
собственную. Мы знаем, что за эту смелость
и прямоту Иоанн Креститель буквально
поплатился собственной головой. Иисус
также открыто упрекал фарисеев в их
чёрством законничестве и пренебрежении
к народу. Если вы не чувствуете, что
Бог вас помазал на обличение власти так
же, как Иисуса Христа или его Предтечу,
то лучше молчите. Бог сам рано или поздно
потребует отчет от каждого, кому Он дал
власть.
Нам
же, верующим, стоит избегать всего того,
что сеет вражду. Во время оранжевой
революции общество разделилось на два
лагеря. Война велась не только на выборных
участках и в органах власти — она
бушевала везде, где вместе сходились
сторонники разных кандидатов: на работе,
на улице, на учёбе в университете или в
школе, даже в церквях. Мы тогда любили
носить на себе отличительную символику
своего любимого кандидата, чтобы вокруг
все знали, за кого мы голосуем. Мы
чувствовали на себе одобрительные или
возмущённые взгляды прохожих, и нас это
вдохновляло, подбадривало, мы чувствовали
себя непосредственными участниками
революции. Я тоже носила кое-что из
символики, и до поры до времени это
подпитывало во мне мое самолюбие. Хотя
с таким внешним видом легко можно было
нарваться на «комплимент» или даже на
оскорбление. Но в один прекрасный момент
я почувствовала духовные
«колебания»
этого явления и поняла, что это не шутки.
Безобидная лента определённого цвета
могла спровоцировать какого-то человека
на бурные негативные эмоции по отношению
ко мне и моего обожаемого кандидата, а
иногда можно было услышать выражения,
граничащие с проклятиями. Я
поняла, что нося на себе эту символику,
я провоцировала некоторых людей вокруг
меня на зло. А
сколько же еще людей просто молчали, и
что было тогда ими сказано в душе, никто
не знает. Словом, раз
власть создана Богом, значит она
существует не только в материальном
мире, но одновременно и в духовном. Любое
слово, сказанное против власти,
оборачивается в проклятие.
Хотела ли я, чтобы именно на них была
построена новая столь ожидаемая система
власти? Я отказалась от публичного
проявления своих политических вкусов
и решила просто поддерживать своего
кандидата в молитве.
В
интернете я нашла высказывание одного
блоггера, которое показалось мне довольно
справедливым. Он пишет: «Огульное
охаивание
высшей
власти
и
её
институтов
приводит
к
тому,
что
представители
власти,
имеющие
когда-то
чистые
помыслы,
перестраиваются
и
начинают
действовать
так,
как
им
предписывают
критики.
То
есть
сами
граждане
воспитывают
в
чиновниках
врага,
себе
же
на
беду».
Также автор сравнивает взаимодействие
власти и народа как двух змей, чьи хвосты
находятся во рту друг у друга. То есть
получается замкнутый круг. Стоит одной
змее прикусить хвост соседки, как соседка
прикусывает ее собственный, приходится
в ответ усиливать агрессию, и это
нарастание происходит бесконечно, по
кругу. Спасти
ситуацию может лишь тот, кто первым
перестанет кусаться.
Власть не настолько
бесчувственна, как нам порой кажется,
и наши проклятия до неё «доходят». Но
они только усугубляют ситуацию. Чиновники
ещё больше разувериваются в своих силах,
ожесточаются, отдаляются от народа,
которому, как им кажется, просто невозможно
угодить. Тот, кто хоть немного в своей
жизни трудился, знает, как трудно
собраться с силами, сосредоточиться и
выдать блестящий результат, когда со
всех сторон тебя пилят, засыпают пинками,
угрозами, оскорблениями. Это невозможно.
Но в такой атмосфере приходится работать
нашей власти, ведь мы так любим её
«подбадривать» кнутом, чтобы она не
расслаблялась.
При
власти находятся люди, в основной своей
массе неверующие.
Очень часто им только кажется, что они
знают путь. Кроме
того, что им нужно хоть немного покоя и
доверия, чтобы сосредоточитсья, им еще
очень сильно нужна наша духовная
поддержка.
Нам, верующим, нужно молиться за них,
чтобы они получали мудрость и виденье
от Бога — куда вести свой народ.
Мы очень часто хулим власть,
забывая поговорку, что народ имеет
над собой ту власть, которую заслуживает.
Нам неприятно, когда политики и начальники
нас кормят обещаниями, обворовывают,
делают вид, что нас не существует, чтобы
нам не дать, а чтобы взять от нас —
накладывают непосильное бремя налогов,
сверхурочных и так далее... Но мы сами
часто проявляем себя не с самой лучшей
стороны: ни для кого не секрет, что в
нашу народную психологию въелись такие
качества, как хамство, безразличие к
чужому горю, воровство... На любой работе
найдутся люди, которые будут использовать
служебные материалы и возможности в
своих личных целях. Мы ищем возможности,
чтобы лучше сачконуть, чем перетрудиться
и избежать ответственности, если есть
на то лазейка. Если мы посмотрим на более
богатые страны, чем наша, то в первую
очередь увидим там дисциплинированных
людей, которые послушны закону, как,
например, шведы. Слово, которое максимально
точно их характеризует — это «правила».
А ещё они очень уважают свою власть.
После выхода из Египта
израильский народ долгое время судили
судьи, последний из которых был пророк
Самуил. Он был уже очень стар, и народ
пришёл у нему, и требовал поставить над
ними царя, как это было у соседних
народов. Этим они пренебрегли своё
особое положение: ведь Бог Сам хотел
быть царем для своего народа. Самуил
предупреждал их, что с приходом царя их
жизнь может измениться не к лучшему, но
они не желали его слушать. Бог дал им
царя Саула, и сразу же нашлись те, кому
он пришёлся не по вкусу. О чем это говорит?
Наша плоть устроена так, чтобы постоянно
роптать, искать недостатки, искать
виноватых. Послушание власти не дается
легко. Нам нужно научиться принимать
власть такой, какой она есть, какой её
поставил Бог, и доверять Ему. Просто
нам нужно сделать выбор подчиняться
ради того, чтобы в нашей жизни и в нашей
стране Бог мог установить свой порядок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий