вторник, 18 октября 2011 г.

Вальдорфская школа: образование от лукавого

Многие родители, столкнувшись с государственной «системой» образования, пытаются вырвать из ее лап свое дитя и отдать его в самый лучший сад, лучшую школу, и чем больше у этих заведений педагогических регалий, тем круче. Вальдорфская школа, методика Монтессори, Доманна, Никитиных, Зайцева, Лупан — только выбирай. Их девизы и программы просто завораживают, льстя любовью и индивидуальным подходом к вашему ребенку. Здесь важно не растеряться, ведь многие родители кидаются на громкие забугорные названия, даже не подозревая, что стоит за этими "школами".  




Заманчивая альтернатива государственной школе

Традиционная государственная педагогика напоминает клетку, в которой маются дети с учителями. Первых она приковала к партам, лишила возможности проявлять свой внутренний мир и навьючила знаниями, трудноприменимыми в жизни. Вторых — держит на грани выживания, в страхе проверок, начальства и очередных сомнительных нововведений. Школьная программа, как прокрустово ложе, отсекает от личности учителей и учеников все самое ценное и самобытное, заставляя подчиняться единому стандарту, гонясь за иллюзорными отметками и растеривая свои дары, интересы на пыльной дороге знаний. Любой родитель задумается: а где найти детский сад или школу, где мой ребенок был бы не просто винтиком системы, а ее целью? Где найти учителя, который бы понял и полюбил сердце моего ребенка, открыл перед ним не только физический, но и духовный мир и дал знания, как его правильно использовать? Плюс современных школ в том, что они делают акцент не на натаскивании учеников по школьной программе, а на развитии, делая обучение более щадящим и многогранным. Однако и здесь есть свои подводные камни... Каждый известный педагог вносит в свою методику что-то личное, и это личное не всегда бывает полезным. 


Самая нашумевшая из этих методик, пожалуй, вальдорфская. О ней много спорят, существует уйма как отрицательных, так и восторженных мнений о ней. Попробуем разобраться, что ценного она может дать для нас. Сразу следует отметить, что вальдорфская школа возникла в контексте движения Нью-Эйдж или Новый век. Вальдорфцы позиционируют себя как чисто светскую организацию, умалчивая о своих оккультных корнях, чтобы их концепцию образования было удобнее внедрять в светские школы. Однако эти корни все равно торчат из под земли, давая возможность догадаться, каким будет урожай.

Главная черта вальдорфской педагогики заключается как раз не в педагогических наворотах, которые в первую очередь прельщают родителей, а в ее духовной составляющей. Идеологом вальдорфской педагогики является немец Рудольф Штайнер — участник теософского общества Блаватской, создавший в начале 20 века свою собственную духовную науку — антропософию. В ней он объединил многие западные и восточные оккультные учения, включая гностицизм, пифагорейскую мистику чисел, каббалистику и даже оккультно истолкованное христианство. Первая вальдорфская школа была создана Штайнером в 1919 году в Германии. В основу педагогики школы он положил собственную антропософию. 

Сегодня вальдорфские детсады и школы существуют в более чем 60 странах мира, в том числе и нашей. В некоторых странах, например, Германии и Италии, они финансируются государством. В этой педагогической системе действительно нет того, что так раздражает в традиционной — конкуренции и ненужных знаний. Здесь ребенок сам задает темп своего развития. Учебная программа построена на штайнеровских представлениях о духовной природе человека. По принципу «душевной экономии» ребенок проходит именно тот материал, который он может освоить на данном этапе своего развития без внутреннего сопротивления организма. Согласно оккультным представлениям Штайнера, душа человека развивается циклами по 7 лет: от низшей, животной, до зрелости, которая наступает к 21 году. Следование этим циклам приводит к тому, что до полового созревания дети живут в атмосфере сказки, игры, больший акцент делается на чувства, а не интеллект и только после для них приоткрывают реальный мир, вводя в учебный материал понятия. 

Учебный день педагоги делят на три части: духовная (когда дети активно размышляют, медитируют), душевная (когда они рисуют, поют, учатся игре на инструментах, изучают искусство, занимаются эвритмией, то есть простыми танцами под музыку), и, наконец, креативно-практическая, на которой как мальчики, так и девочки учатся рукоделию (своими руками создавать игрушки, лепить, шить, вязать), физически работают, например, в саду. Полезной особенностью этой системы является то, что учебный материал дети проходят эпохами, то есть периодами по 3-4 недели. За это время ребенок успевает вжиться в материал, не тратя время на остановку и новую раскачку. В вальдорфских школах в детях развивают способность работать в команде. Когда они поют хором — учатся слышать друг друга, когда занимаются эвритмией — согласовать свои движения с другими, когда играют в спектакле — объединяться, договариваться, достигать общей цели.

«... Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло»
Под каким соусом подают Бога в Вальдорфской школе?

Все эти слова, должно быть, как елей родителям на душу. На первый взгляд кажется, что именно такой и должна быть школа. Однако весь этот педагогический мед изрядно отравляет ложка оккультного дегтя. Штайнеровская антропософия здесь выступает не отдельным предметом — она пропитывает все. Каждый день «основное занятие» начинается с зажигания свечки и медитации над изречением Рудольфа Штайнера. Перед завтраком дети вместе молятся «Матери-Земле», при этом на стене в классе могут рядом висеть икона Богоматери и изображения Шивы или Будды. Детям много рассказывают о духах, ведьмах, гномах, домовых, волшебниках, ангелах, эфирных телах. О Боге тоже говорят, но представляют Его искаженно. Детей учат, что добро и зло — это две стороны одного Божественного Начала, то есть «дьявол — это перевернутый Бог». Мол, добро и зло имеют одну природу. Это оккультная, абсолютно небиблейская точка зрения. 

Библия говорит, что сатана — это падший ангел, а значит, он, как все ангелы, человек и природа, является Божьим творением. Поэтому нельзя ставить знак равенства между Богом и сатаной ни по силе, ни по природе. Бог абсолютно свят, безгрешен, и Ему противопоставляется все, что отмечено грехом — не только сатана, но и все человечество. Ребенку в вальдорфской школе изначально подсовывают лживую модель духовного мира.

Еще одно заблуждение данного образования в том, что детей учат почитать «божественное в природе». И это не пустые слова. Они описывают то, во что верил Штайнер. Он был гностиком, то есть считал, как впрочем и все последователи движения Нью Эйдж, что Бог и Его творение имеют единую сущность — божественную. Человек якобы тоже божественен, только он этого пока не осознает. Только осознав это путем посвящения в тайное учение, познания, человек достигает просветления — своего спасения. Как видим, этот смысл спасения полностью противоречит христианскому. 

Штайнеровское лжеучение уходит корнями в третью главу Бытия, где сатана искушает человека. В Эдемском саду у дерева познания добра и зла сатана заставил человека засомневаться: а правду ли сказал мне Бог, что съев от этого дерева, я умру, истинно ли Он — единственный Бог и действительно ли Он желает мне добра? Сатана сказал Еве: «нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4-5). Он сказал: овладев тайной мудростью, которую скрыл от вас Бог, вы станете богами. Люди продолжают верить в эту ложь и сейчас. 

Библия говорит, что человек не божественен, он — грешен. «...Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Не послушавшись Бога в Эдемском саду, люди не стали богами, как обещал им сатана, они умерли духовно. Человек стал грешным по своей природе. В нем есть лишь тело и душа, диктующие ему свои похоти, и нет Духа, который объединил бы человека с Богом. Бог свят, а человек грешен, и между ними была огромная пропасть до тех пор, пока Иисус своею кровью на кресте не заплатил за человеческие грехи. Тогда человек получил возможность быть прощенным, получил Духа Святого, и таким образом мы можем сегодня быть святы, как свят Бог. 

Антропософская же доктрина полностью отрицает то, что сделал Иисус на кресте, отрицает Его божественность. Христа Штайнер представляет себе очень сложно, это трудно даже передать словами. По его мнению, Христос объединяет в себе «астральное тело Будды», «эфирное тело Зороастра», а также «Солнечного Духа». Он якобы просто человек, который достиг своей высшей сущности, так, что стал Христом. Антропософия, которая легла в основу вальдорфской педагогики, пытается выдать себя за «живое», истинное и углубленное христианство. Но реально представляет собою мистические фантазии Штейнера, переодетые в образы Евангелия. Возникает вопрос: как человек с такой проблемой в голове может научить наших детей правильному пониманию мира? Слово Божье говорит нам: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6:14-15). Само собой разумеется, что христиане должны держаться подальше от вальдорфских школ. Но также они должны понимать их опасность для непосвященных людей и защищать их от роковой ошибки. 

Вальдорфская школа сперва заманивает индивидуальным подходом к ребенку, а потом выясняется, что все как раз наоборот: здесь из ребенка всеми силами пытаются воспитать антропософа, сектанта, навязывая ему определенные модели поведения, запреты. Именно навязывая, потому что многие дети принимают этот образ мышления и стиль жизни не добровольно. Если ваш ребенок начнет посещать вальдорфский сад или школу, то вскоре вы заметите, что родители его одноклассников тоже активно исповедуют антропософию. «Непосвященных» же родителей тоже привлекают к активному участию в школьной жизни, для них проводятся тренинги и семинары. В этой системе не должно быть равнодушных к антропософии, потому что она не просто часть вальдорфской педагогики, а стиль жизни.

Вальдорфская школа: знания реальные или астральные? 

Как выразилась одна мама, в нашей стране «вальдорфские школы становятся частной дорогостоящей альтернативой убогой государственной системы образования». Не удивительно, ведь у нас очень трепетное отношение ко всему привилегированному, элитному, «распальцованному», поэтому богатые люди так стремятся отдать своих детей в вальдорфскую школу, потому что она создает впечатление элитной. Не обольщайтесь и используйте своих детей для создания собственного имиджа. Душа ребенка намного важнее имиджа, карьеры и даже самого образования.

Есть, пожалуй, один плюс вальдорфской методики: она успешно применяется в воспитании детей с разной степенью интеллектуальной недостаточности, которых обычная школа только сломала бы. В таких школах и садах ребенка не пытаются за уши тянуть до какого-то стандартного уровня, он сам диктует темп своего развития. Есть мнение, что изначально Вальдорфская педагогика была ориентирована на детей, нуждающихся в реабилитации, например, детей из «сложных», неполноценных семей, неконтактных или агрессивных, а также детей с ограниченными умственными способностями. Даже малейшие успехи здесь преувеличено поощряются. Доброжелательная атмосфера и специальные занятия помогают «разморозить» таких деток. Здоровый же ребенок из здоровой семьи, посещая такую школу, в своем развитии будет топтаться на одном месте. Одна мать, чей сын посещал вальдорфскую школу в Германии, была разочарована его успехами. Она пишет: «В вальдорфской школе дети до середины второго класса пишут большими печатными буквами на альбомных листах. Трое из класса еще не умели читать. В обычной школе проходят сложение и вычитание до ста, счет денег, умножение начали. В этой школе они пока складывают и вычитают только до двадцати, причем — на каштанах. Берут мешочек с каштанами и считают их по одному...» Отзывы других родителей свидетельствуют, что изучение иностранных языков здесь сводится к заучиванию наизусть. Это красиво выглядит на показательных уроках, когда дети декламируют хором стихи на английском, но на деле они не умеют выражать свою мысль на этом языке. 

Как видим, в вальдорфской системе преподавании преобладает чувственное, художественный познание. С точными науками дело обстоит намного хуже. Логика, анализ, эксперимент не признаются вальдорфской системой. Остается только догадываться, как одними лишь чувственными переживаниями можно понять физику или химию... Один отец, чей ребенок посещал эту школу, сказал, что физику там изучают по произведениям Гёте и Платона. Зато такие термины как «эфирные» или «астральные тела» здесь можно услышать на любом уроке. Цель такого образования определяется как «раскрытие высших духовных тел».

Детей в вальдорфской школе снабжают полной оккультной грамотностью в ущерб интеллектуальному развитию в соответствии с современной наукой. Ребенок, выучившийся в такой школе, где не дают элементарных компьютерных знаний, будет испытывать определенные трудности во взрослой жизни, где надо зарабатывать себе на жизнь, адаптироваться в мире информации. Либо же такие дети все-таки будут шагать в ногу со временем, тайно добывать эти знания, но не в школе, а за ее стенами. Такое поведение воспитает из ребенка лицемера, который в школе будет одним, а вне школы другим. 

Вальдорфцы всеми силами стараются создать в школе атмосферу домашнего уюта. Они внушают детям, что их школа — это единственный оазис в безумном мире зла. Детей учат, что все, что предлагает этот мир, глупо, неинтересно, и только навредит им. Отчасти вальдорфские педагоги правы, ибо современный мир пропитан грехом. Но кое в чем они перегибают палку. Многие люди, лично знакомые с детьми из вальдорфских школ, свидетельствуют, что у них не детские глаза, а скорее тоскующие, скептические глаза «умудренных» взрослых. Им вовсе не интересно познавать окружающий мир, играть в спонтанные игры, придумывать что-то новое. В школе этим детям внушают, что компьютеры, магнитофоны, мультфильмы и современные пластмассовые и механические игрушки — это зло. Ребенка должно окружать все только натуральное, естественное, созданное своими руками. Отвержение очевидного прогресса цивилизации приводит и к тому, что, если ребенок заболевает, школьный медик прописывает ему лечение исключительно гомеопатическими препаратами, неэффективность которых доказала Всемирная организация здравоохранения.

«В вальдорфских школах, — пишет диакон Андрей Кураев, — у детей хуже развивается математическое и естественно-научное мышление. Что же касается художественного, образного мышления, то и оно не слишком радует, потому что та интерпретация мира художественных образов, которую дают в этих школах, носит оккультный характер, который заслоняет собою все-таки христианское содержание большинства произведений европейского искусства. В результате в старших классах вальдорфские школы Германии вынуждены забрасывать всю свою специфическую методику и просто натаскивать учеников по обычным программам — чтобы те могли нормально сдать государственные экзамены».

О кнутах и пряниках


Общепризнанным фактом в нашей стране есть то, что дети из вальдорфских школ не могут адаптироваться в обычных школах. Они не знают, что такое дисциплина, да и в своих знаниях они явно отстают от сверстников, поэтому их если и переводят, то определяют на класс ниже, чтобы ребенок мог догнать материал. Дисциплина вальдорфских детей хромает потому, что их учат не делать того, чего они не хотят. К тому же не предусмотрено никаких наказаний за проступки — не только физических, а даже моральных. Это также идет в разрез с библейским воспитанием. В Слове Божьем мы читаем: «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, позорит свою мать» (Притчи 29:15). Если желание ребенка родителями и учителями ставится выше принятых в обществе правил и норм, даже из побуждений любви, это приведет его к «глупости», а та — заведет его в «преисподнюю» (Притчи 23:13-14). Если такое говорится о телесных наказаниях, то тем более родители и учителя обязаны Богом своевременно и адекватно применять свою моральную власть над детьми. Совет родителям: интересуйтесь, что вкладывают в голову вашему ребенку в школе и детском саду. За безобидными и «сладкими» правилами могут крыться небезобидные последствия.

О горьких плодах

 
В вальдорфских школах ребят учат концентрироваться на цели: любое задание надо делать до конца, а если не выходит, то задание упрощается. С одной стороны, это хорошо, ведь ребенок выходит победителем, но, с другой, если задание приходится все же упрощать, то вряд ли такой подход научит ребенка сражаться за цель во враждебном мире. Впрочем, такая непринципиальность вполне вписывается в философию Нью Эйдж. Зачем изменять себя, чтобы достичь цели, если можно откорректировать отношение, то есть саму цель? Если цель — Бог, и человек не может достичь Его своими силами, не хочет меняться, то можно откорректировать самого Бога, как это сделал Штайнер. Теперь смело можно утверждать, что к «такому» Богу каждый приходит «своим» путем. Духовная истина становится субъективной.

Дорогие родители, если вы думаете, что из вальдорфской школы ваш ребенок возьмет только игру на флейте и вязание чулок, а ее лжехристианскую философию пропустит мимо ушей, то вы ошибаетесь. Если ребенок поверит хоть в крохотную часть этой дьявольщины, она ляжет в основу его отношения к миру. Слово Божье говорит, что «малая закваска квасит все тесто» (1Кор. 5:6). Дети — идеальный материал, из которых сатане удобно лепить своих слуг. Ведь они еще не знают, что добро, а что зло. Достаточно им внушить, что зло — это форма добра, что у них одна природа, как ребенок станет абсолютно нечувствительным ко злу. Он будет воспринимать его как неизбежность, не защищаясь от него и не протестуя. Ребенок, в чьей голове заварили такую кашу из псевдохристианства и оккультизма, вряд ли, повзрослев, сам сможет расхлебать ее и докопаться до правды.

Вальдорфская педагогика готовит поколение молодых людей абсолютно толерантных ко греху. В наше время молодежь и так распущена, но они еще осознают, что поступают плохо, просто не имеют сил жить иначе, приспосабливаются. Представьте, что же будет, если поднимется поколение людей, не знающих никакого различия между добром и злом. Эти люди будут руководствоваться лишь собственными желаниями и своей собственной правдой. Ведь Вальдорфская педагогика учит, что «сколько людей, столько и мнений, сколько людей, столько и правд». Если к Богу ведут миллионы путей, то почему этим путем не может быть зло? В Библии однозначно сказано о правде и путях. Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6). Тот, кто не идет по этому пути к Богу, идет в обратную сторону к сатане. Иисус говорит: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12:30). Нет миллиона других путей. 

Опыт общения со взрослыми людьми, увлеченными «религией» Нью Эйдж, показывает, что в их сознании нет четкого разграничения добра и зла. Все настолько смазано, что, когда с ними говоришь об истинном Боге, они кивают головой, будто бы соглашаясь, но в их голове твои слова все равно снова выстраиваются в привычном и удобном для них порядке. О таких людях нужно много молиться, потому что Богу под силу навести порядок в их голове и серое разделить на белое и черное.

 Любое «дерево познается по плоду» (Мф. 12:33). Если вальдорфское образование уходит корнями в оккультизм, то его плодом будет богоотречение. В то время, когда наше общество всеми силами пытается очистить школу от влияния на нее церкви, от христианских предметов, свободное место спешат занять секты. Раз уже мы имеем такое положение вещей, то нам, родителям, нужно брать ситуацию в свои руки. Нельзя полностью перекладывать воспитание и образование своего ребенка в руки педагогов. Эта миссия прежде всего возложена на нас — воспитывать детей «в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4), внушать им Божьи слова, размышлять о них с детьми дома, в дороге, «ложась и вставая» (Втор. 6:7).

Blog Widget by LinkWithin

14 комментариев:

  1. wow Anyuta, molodec! Slava Bogu! Mne bilo interesno poslushat' o Val'dorfskoy shkole.
    Nastya Brinkerhoff

    ОтветитьУдалить
  2. за вальдорфську школу зрозуміло,але яке вона відношення має до методики Монтессорі чи Домана,методикою Домана займатися почали діти хворі ДЦП та іншими вадами неврологічного генезу,а вже потім вона стала популярна серед звичайних дітей,так само методика Меонтессорі-пальчикові ігри,завжди було відомо що через дрібну моторику,коли дітки працюють пальчиками,вони швидше розвиваютьсяч,особливо виграє мовний розвиток

    ОтветитьУдалить
  3. У даній статті мова йде лише про вальдорфську школу. Інші методики згадані для тематичного контексту, адже про них батьки так само добре знають, їх використовують у багатьох студіях розвитку дитини. Ці методики важко порівнювати, бо їхні принципи часто бувають і протилежними. Наприклад, картки Домана насичують мозок дитини поняттями з раннього віку, а вальдорфська педагогіка більше націлена на розвиток уяви, творчості (поняття вводяться якомога пізніше). Монтессорі нажаль не дає можливість дитині розвиватись, граючи в команді, взаємодіючи із іншими дітьми. Одні педагоги намагаються пришвидшити розвиток дитини, говорячи, що "після 3-х уже пізно" (Ібука Масару), а вальдорфська педагогіка керується власним темпом дитини. У кожній методиці можна знайти і плюси, і мінуси. У даному випадку не це важливе. Є необхідність говорити про вальдорфську школу, тому що ми, живучи у християнській країні і вважаючи себе християнами, повинні бути обережними із усим, що намагається себе за християнство видати (в даному випадку є окультизм хоч і не відвертий, але замаскований під духовну псевдохристиянську науку антропософію). Ми уже повірили, що наші діти - індиго, наступним логічним кроком буде віддати їх до вальдорфської школи. Сатана воює за кожне маленьке серце, бо ці серця - це майбутнє світу, і вже можна сказати, що це майбутнє не буде солодким.

    ОтветитьУдалить
  4. Дуже цікаво і докладно. Примушує замислитись. Дякую!

    ОтветитьУдалить
  5. текст манипулятивный. много обобщений, искажений, упущений и др. на объективность не претендует.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за отзыв))) По крайней мере, вы узнали, что, кроме вашей, есть еще другая точка зрения. Я здесь как раз для того, чтобы вносить "разницу". Если вас не затруднит, укажите мне, в чем конкретно я исказила информацию, что я упустила (да в принципе, все охватить было и нереально, но все же). Я открыта к дискуссии )) и готова исправлять свои "искажения", если они таковыми окажутся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Як можна писати про те, чого не бачили на власні очі? З тексту очевидно, що Ви жодного разу не були ні у вальдорфському садку ні у школі. Це зовсім непрофесійно. Насмикали і перекрутили факти. Дівчино, не соромте себе.

      Удалить
  7. Извините Девушка, но владеющий Вами СТРАХ сделал из вас ортодоксального ФАНАТИКА!!!
    Павел

    ОтветитьУдалить
  8. После вальдорфовских школ в Бельгии в высшие учебные заведения принимают только при полной пересдаче по всем предметам. Знаю взрослых людей закончивших эту школу в Бельгии и детей, которые и сейчас там учатся. Все они производят странное впечатление. Такое ощущение, что они прошли какое-то кодирование. Странная оторванность от жизни. Неадекватное восприятие окружающих людей. Своих детей я бы не отдала в такую школу. Если хочется, то кукол из натуральных материалов можно делать и дома.

    ОтветитьУдалить
  9. Мабуть наступна стаття буде про те, що нас врятують школи і садочки Ушинського ))) Почали з антиреклами. Низько. Не по християнськи. Мені вас шкода.

    ОтветитьУдалить
  10. спасибо большое за вашу хорошую статью

    ОтветитьУдалить
  11. Анна! Вы "нарвались" на плохую вальддорфскую школу. К слову, скажу, что я не смог подобрать подходящую школу для своего сына. (И это в Москве)!
    По определению в вд школе вопросы религии не затрагиваются до старших классов, да и там это не обучение.
    То, что Вы пишете о Штейнере и Антропософии - полное невежество и пересказ чужих мнений. Если есть желание, читайте оригинальные тексты, хотя это и не лёгкое занятие. Всего доьрого!

    ОтветитьУдалить
  12. Анна! Мне жаль читать такую статью. Явно видно, что Вы не понимаете и не знаете о чем пишите. А если и знаете, то очень поверхностно. Я сталкивалась с разными взрослыми, с разными детками и с разными преподавателями и видела разные школы и направления. И в вальдорфской школе есть конечно ( как и везде) фактор человеческий(нет идеального), но описанное Вами не показывает реальную картину всех вальдорфских школ мира. Один только социальный проект 12-13 класса стоит всей образовательной системы государственной школы. Дети в течении года помогают домам престарелых, садикам, больницам и т.д. Потом ездят по миру пробуя себя в разных специальностях и только потом выбирают свое направление. И уже в этом отличие от секты, из лап секты никто тебя не выпускает. И если Вы посмотрите на жизнь выпускников, то увидите странную ситуацию. Они свободны в выборе религии и культуры! Вот Вам и зомбирование. В Швейцарии, в некоторые университеты выпускников вальдорфских школ берут без экзаменов, за умение искать, интересоваться,работать и осознанно учится.Когда я слышу или вижу, как христианин начинает критиковать школы, людей, детей, церкви, то для меня это о гордыне (я знаю, что такое истина лучше всех)! Когда приходишь к старцу, то он не спрашивает тебя в какой ты школе учился или куда ходишь в выходные дни. Он говорит с твоей божественной сутью, с твоим духовным началом, с божественным внутренним и НЕ КРИТИКУЕТ. И ты понимаешь, что Бог везде! И Бог дает в земном тьму, чтоб человек учился искать свет. И Бог дает испытания и боль, чтобы понять суть сострадания. И Бог дает тебе зло, чтоб ты мог чувствовать себя свободным в выборе и осознанно приходить к любви и мудрости.

    ОтветитьУдалить
  13. Очень жаль такое читать.Вы пишете о том во что не вникали,а видимо с чьих то слов.Печально,когда религиозные фанатики,вроде Вас берутся огульно обвинять и наговаривать на другие формы обучения и мировоззрения по принципу " есть правильное мнение мое,а другое- неверное"

    ОтветитьУдалить