среда, 30 ноября 2011 г.

Проходя духовную пустыню

Когда приходит осень и убирает сады, леса и поля сначала в желтый, а затем в черный цвет, невольно появляется чувство то ли тоски, то ли боли утраты за тем, что уходит и больше не вернется. От теплого и богатого лета остались лишь воспоминания... Цветущий сад превращается в пустыню. То, что еще недавно цвело, звенело, трепетало, умирает у нас на глазах... Землю омывает отрезвляющий холодный дождь и сковывает льдом. Конечно, снова придет весна и все повторится сначала, но это будет уже другая весна и другая осень.
Наша духовная жизнь напоминает чередование сеяния и жатвы. Каждая душа в данный момент может переживать свой особенный сезон. Весна дарит свободу, новое видение, новые вызовы и вдохновение, лето заставляет кропотливо трудиться под знойным солнцем препятствий, осень приносит радость урожая, но в то же время лишает нас всего, к чему мы успели привязаться, оставляя один на один с лютой зимой, которая будет готовить нас к новому. В нашей духовной жизни бывают такие периоды «замираний» или «отмираний», когда привычный жизненный ритм сменяется паузой, когда мы смотрим на то, над чем мы трудились, и видим увядание. И хоть мы не совсем понимаем, что происходит, и боль сжимает наше сердце, но мы ищем у Бога сил пережить этот сезон лишений. Когда нашу жизнь наполняет куча ценных для нас вещей, людей, явлений, мы чувствуем себя вполне счастливыми и благословенными. И мы не задаемся вопросом, счастливы ли мы по причине этих вещей, явлений, людей, или же счастливы просто так. Понять это можно лишь тогда, когда мы что-то из перечисленного теряем. В это время мы как будто вступаем на территорию пустыни, когда у нас ничего нет: мы не способны принести желаемый плод, рядом вдруг не оказывается близких и друзей, на которых мы опирались, нечему радоваться, не на что надеяться, наше прошлое сомнительно (потому что мы не можем его восстановить), будущее туманно, а череда потерь и разочарований просто разбивает нас...  



Нам всегда казалось, что люди, вещи, явления, заполнявшие нашу жизнь, как-будто безусловны, будто бы ничто не способно их поколебать. Мы думаем, что наши родители будут жить еще годы и годы... Что на работе у нас все схвачено... Что наше служение помазано, и что бы мы ни делали, мы обречены на успех… Что такую дружбу не способно ничто разрушить... Что старость еще далеко и пока можно жить, как будто болезней не существует. Мы цементируем это равновесие в своей голове и привыкаем к данному порядку вещей. Но вот это незыблемое равновесие рушится, будто бы чья-то невидимая рука прикасается и расшатывает. Стены нашей обители счастья валятся, и пол уходит из-под ног. Приходит пустота и горечь утраты.

Библия говорит нам, что Бог «установил все пределы земли, лето и зиму учредил» (Пс.73:17), так что «впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8:22). Земля кружится, время бежит неумолимо. И, как сказал мудрый проповедник, через что бы мы ни проходили, это пройдет, потому что все проходит. У духовной жизни свой уникальный ритм, и в ней тоже бывают периоды, когда старое умирает, уступая место новому. Это нормально, что в нашей жизни бывают периоды осени и зимы, когда все ненужное из полей своего сердца мы сгребаем и сжигаем, когда мы вспахиваем холодную, пустую и безжизненную почву, когда мы останавливаемся, чтобы переосмыслить свою жизнь, дать ей оценку, и набираемся сил для нового рывка....

Я люблю время пустыни за то, что оно помогает моему счастью стать более безусловным. Когда в мою жизнь ледяным ветром врывается поздняя осень, я понимаю, что это не время действовать, а время ждать, осматриваться, оценивать прошлое, вникать в себя, учиться, и конечно же, искать Бога. Не Его руки, а его Самого. Мы, дети Божьи, очень зависим от Бога в своей земной жизни, материальной. И мы порой считаем, что прося у Бога и получая от Него необходимое, мы таким образом имеем всю полноту общения с Ним. Но это не так. Бог хочет, чтобы мы умели и хотели наслаждаться Им, даже когда у нас вообще ничего нет и, быть может, никогда уже не будет.

Божья воля в том, чтобы мы приносили плод. Бог избрал нас и поставил, чтобы мы шли и приносили плод. Способность приносить плод дается нам Лозой, которая держит нас и дает нам силы — то есть Иисусом. И всякую ветку, приносящую плод, Бог очищает, чтобы она еще больше принесла плода. Значит, есть это особенное время, когда Бог работает над этой веткой, пока она не плодоносит, отдыхает. Даже земле Бог дает возможность отдохнуть. В Законе Моисея говорится: «Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай» (Лев. 25:3-4). «Если скажете: что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года» (Лев. 25:20-21). Бог задумал эту остановку и Он верен обеспечивать свой народ даже посреди этого простоя, когда Его люди полностью от Него зависели. Если мы верны Богу, то мы должны отдыхать в Нем, когда Он дает нам такое время покоя, осознать, что Он все контролирует. Он — Виноградарь, и Он знает, кому какой и в какое время приносить плод.

В Библии сказано: «Давайте трепетать и уважать Бога нашего, Который даёт нам дождь и осенью, и весной, и всё, что нужно, чтобы вовремя собрать наш урожай» (Иер.5:24). Весенний дождь помогает прорастать и набирать силу новому посеву. Чему же служит дождь осенний? Он очищает, смывает ненужное, готовит землю к новому. Даже если эти дожди в нашей жизни вызывают холодную дрожь, они готовят наше сердце к принятию нового. Нам нужно помнить: Бог дает все, чтобы вовремя собрать урожай!

Землю нужно заранее готовить к посеву, иногда за полгода. Тогда, когда только успели собрать нынешний урожай, начинается труд над новым. Он кажется неприметным, порой даже ненужным и вовсе нерадостным, но он готовит основу. Слово Божье говорит нам: «Ленивец зимою не пашет: поищет летом — и нет ничего» (Притчи 20:4). Поэтому мы должны ценить время осени и зимы в нашей жизни как то время, когда мы готовимся к новому, даже пока у нас еще ничего нет.

Часто именно пустыня становится тем местом, где человек наконец-то начинает искать Бога, осознает Его присутствие в своей жизни и благословения, которых раньше не замечал, становится способным истинно оценить свою ситуацию. История рабыни Агари здесь служит ярким примером. Бог пообещал Аврааму, что от него Он произведет великий и сильный народ, в котором найдут благословения все другие народы. Бог пообещал Аврааму наследника. И вот именно Агари выпала высокая честь первой родить ребенка для Авраама. Это не был Божий план, это был план Сарры, потому что она, будучи старой, уже не способна была родить ребенка и усомнилась в Божьем обещании. Поэтому обычная служанка Агарь неожиданно получает благословение. Родив такого долгожданного для Авраама сына, она становится фактически членом семьи, из рабыни превращается в родственницу и купается в милости своих хозяев. Она чувствует себя ценной, избранной, на пике своего возможного жизненного успеха, учитывая, что она вообще до этого была рабыней.

Кажется, что ничто не способно разрушить этот порядок вещей. Но Бог все таки дает Сарре родить сына, как и обещал, и после этого жизнь Агари меняется. Вместо уважения она сталкивается с отвержением, собственной ненужностью и одиночеством. Все ее счастье, которое она строила на признании окружающих, разбивается вдребезги. Ее изгоняют с насиженного места с ребенком на руках, дав с собою лишь буханку хлеба и мех воды. И даже это не самое страшное: долго блуждая, Агарь забрела в пустыню, где, оставшись без воды, она вынуждена была видеть как умирает самое драгоценное в ее жизни — сын Измаил. Почему же это случилось в жизни Агари, что она сделала не так? Ее ошибка в том, что своё благословение она ждала не от Бога, а от людей. Она надеялась построить свое благополучие на своей способности родить сына. Она сеяла в плоть и пожала тление — полное одиночество. Те люди, в благоволении которых она так нуждалась, стали просто миражом в пустыне одиночества.

Пустыня Вирсавии, в которую попадает Агарь, символична. Это то место, куда все мы попадаем после каких-либо потерь. Какими бы ценными ни были в нашей жизни люди, вещи или обстоятельства, какой бы прочной ни казалась опора, на которой мы пытаемся построить свое счастье, если мы строим его вне Источника, нам придется пройти пустыню. Когда нити, которые связывали нас со счастьем, разрываются, мы оказываемся один на один со своими страхами, своей неспособностью помочь себе и близким, и что бы мы ни делали — это крик в пустоту. И Агарь кричала, нет — она вопила и плакала... В этой пустыне только Бог мог ее услышать, но Он не услышал ее. Как будто ее голос просто выключили из общего потока голосов. Все связи обрываются и она как личность полностью стирается. Бог довел ее до этой черты, чтобы она почувствовала, как оно, когда Бога для тебя нет в твоей жизни, а не просто, когда ты делаешь вид, что Его нет. Бог был, конечно же. И он услышал не ее вопль, а вопль ее сына и спас их обоих. Бог открыл Агари глаза и посреди пустыни она увидела источник, который спас жизнь ей и ее сыну.

Человеческие отношения, как облака на небе, которые сегодня плывут в одном направлении, а завтра в другом. В этой пустыне Бог научил Агарь, что, даже если в жизни не остается никого и ничего, Бог неизменно рядом, и когда нам кажется, что все зависит от нас, все на самом деле зависит от Бога. Отношения с Богом строятся на абсолютной Божьей верности. И даже в этой ситуации Бог остался верен данному Аврааму обещанию дать ему бесчисленное потомство, и в дальнейшем Он произвел отдельный народ от сына Агари, Измаила.

Источник, который в пустыне увидела Агарь — это Иисус. Он сказал нам: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Иисус — это та скала, из которой Моисей добыл воду в пустыне. Иисус — это та манна, которая падала с неба на евреев. Иисус — это все, что нам нужно в пустыне.

С чем еще может быть связана осенняя депрессия? Быть может, кто-то из нас лишен радости урожая, потому что собрал слишком горькие плоды... Слово Божье говорит нам: «Что человек посеет, то и пожнет» — как доброе, так и злое. Что бы мы ни делали, рано или поздно наступает момент истины, момент вкушения плодов. То, что мы почувствуем при этом — наслаждение или отвращение — определяет слово, которое Бог нам оставил: «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6:8-9). Тление — это процесс, когда все живое умирает, когда прекрасное превращается в уродливое, а пахучее в смердящее. В данном случае мы не можем сказать: это естественный процесс, значит, все нормально. Нет, это не так. Слово Божье говорит нам, что это тление является прямым следствием наших греховных мыслей, слов или поступков. Это пустыня, созданная нашими собственными руками. И она не закончится, пока мы не изменимся, пока мы не позволим Богу изменить нашу почву, чтобы она смогла дать духовно здоровые плоды.

Еще одна причина горьких плодов — это наше нежелание смиряться перед Богом. Тот, кто пытается построить свое счастье своими силами или обманом, сознательно убирая Бога из своей жизни, останется у разбитого корыта. Вот как Бог говорит о таких людях в Своем Слове: «Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи, потому что ты надеялся на путь твой, на множество ратников твоих» (Ос. 10:13).

Грех лишает человека радости от своих плодов. Там, где должно было быть изобилие, вдруг появляется бедность, вместо успеха — бесконечная цепь неудач. Библия говорит, что так Бог поражает людей «опустошением за грехи»: «Ты будешь есть, и не будешь сыт; пустота будет внутри тебя; будешь хранить, но не убережешь, а что сбережешь, то предам мечу. Будешь сеять, а жать не будешь; будешь давить оливки, и не будешь умащаться елеем; выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь» (Мих. 6:14-15).

 Друзья, если вы переживаете опустошение в своей жизни, если вам кажется, что вы находитесь в пустыне, и при этом вы живете в грехе — вам нужно покаяние. Попросите у Бога прощение за свои ошибки, просите сил противостоять искушениям. Такая пустыня не закончится сама собой, как после зимы наступает весна. Когда евреи шли по пустыне в обетованную землю, и задержались там на 40 лет по причине своего греха и неверия, то эта пустыня стала могилой для них. Они так и не смогли определиться, что им нужно в жизни — идти Божьим путем или идти путем своих желаний. Слово Божье говорит: «И воспылал гнев Господень на Израиля, и сделал, что они ходили по пустыне сорок лет, пока не кончился весь род, сделавший зло в очах» (Чис. 32:13), и только их дети, наученные ошибками родителей, смогли наконец войти в обетованную землю.

Возможно, когда Бог забирает что-то из нашей жизни, то этим он хочет показать нам, что мы в этом не нуждаемся или по крайней мере не должны так сильно к этому привязываться. Это может быть что-угодно, ведь у каждого человека свои слабые места. Для кого-то пустыней может стать даже неделя без интернета. Казалось бы, мелочь, но если всемирная паутина стала управлять жизненным ритмом, вашими мыслями, желаниями и отношениями, то даже неделя без интернета может стать отрезвляющей. Когда так случилось в моей жизни, сперва это казалось досадной потерей, но потом я поразилась, насколько изменился мой ритм, мои ценности. Это была удивительная неделя, когда мои глаза начали видеть по-другому события и людей, которые меня постоянно окружают. Изменилось отношение к Богу: теперь время, проведенное с Ним в Слове или молитве, было не просто пунктиком в распорядке дня, а основополагающим, началом всего. Кто-то может лишиться в этот период денег или работы, кто-то — любимого человека или друга, кто-то — комфортных условий жизни, но мы не можем лишиться Бога. Слово Божье учит нас утешаться Им посреди потерь: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв. 3:17-18).

Пустыня — это место, где через потери Бог помогает нам освободиться от влияния мирского и правильно расставить приоритеты. Часто бывает, что после этого Бог возвращает все на свои места. Но в этом прежнем порядке у нас будет уже новое сердце. Если внутри нас текут реки живой воды, и мы черпаем из этого источника, то даже если вокруг нас пустыня, мы напоены, и внутри нас Едемский сад. Бог — тот, кто пообещал «во время засухи насыщать наши души и утучнять наши кости», а после — воздать за все те годы, которые пожирали неприятности, которые Бог посылал на нас (Иоиль 2:25-26), так что верные Ему будут насыщаться и славить Бога.

Экклезиаст оставил нам напоминание о том, что «всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Эккл. 3:1). Время садить и время собирать урожай, время разрушать и время строить, время плакать и время смеяться, время искать и время терять... Невозможно создать что-то новое, не разрушив старого. Часто мы пытаемся всеми силами держаться за старое, к которому мы прикипели, чтобы удержать, не позволить ему уйти. Но если сам Бог в нашей жизни разрушает что-то, чтобы потом построить новое, стоит ли нам Ему противодействовать? Нам нужно искать мудрости, чтобы понимать, что делает Господь именно сейчас в нашей жизни. Будет время изобилия, но будет и время пустыни, когда вокруг нас будет лишь пустота. И лишь найдя в этой пустоте Бога, который всегда Есть и всегда рядом, мы сможем пережить это время и стать наследниками того нового, что готовит для нас Бог в тишине.

Оборачиваясь назад, я вижу дерево. Раньше оно своею сенью окутывало полсада, и плодам его было тесно на земле, а сегодня оно молча стоит почерневшее, и вокруг его — пустота. И так больно смотреть как оно до поры до времени умирает, так больно расставаться с его зеленым шумом. Кто-то увидит в этом дереве свои мечты, убеждения, кто-то отношения, кто-то свое служение. Бывает, что служение начинается по духу, а заканчивается по плоти. Тяжело нести его груз, изо всех сил поддерживая в нем жизнь, но и больно смотреть, как оно умирает. Пусть все умирающее умрет. Наше же сердце остается, чтобы жить и ждать нового. Любой сев связан с умиранием, и, только упав в землю, семя может принести плод. Нам нужно научиться отпускать, чтобы суметь принять новое.

 Осень показывает всем нам, что время быстротечно, что все земное временно и тленно. Что бы там ни было посеяно в плоть, как бы оно ни цвело и благоухало, оно истлеет рано или поздно. Осень — это напоминание для нас, что нам надо сеять в дух.

 Пустыня заканчивается рано или поздно, и Бог с избытком воздает за те годы, которые пожрала саранча потерь. Жизнь снова наполняется вещами, людьми, явлениями, а вместе с ними приходят приятные и неприятные хлопоты. Но наше сердце стало, я надеюсь, мудрее, и своими отдохнувшими глазами мы видим цементирующую силу этого мира, и мы уже не хотим, чтобы это навеки прилипало к нам, срасталось с нами, пускало в нас свои корни. Пусть этот мир проносится мимо забрызганными грязью машинами, пусть пролетает бездомными листьями, пробегает простуженными прохожими, пусть мелькают витрины, бессильные поймать наш взгляд, а мы постоим в тишине, под сенью Божьих крыльев и будем смотреть, как тихая осень сменится грустной зимой, но мы будем счастливы безусловно.
Blog Widget by LinkWithin

1 комментарий:

  1. Спасибо автору за эту прекрасную статью, очень мудрые слова.Слава Богу за все в нашей жизни!

    ОтветитьУдалить