четверг, 1 сентября 2011 г.

Время вырывать посаженное…

Осень — это время спелых плодов, золотой листвы и проливных дождей. Это время тоскливое, потому что мы осознаем, что жизнь замирает, а тепло ускользает сквозь пальцы: еще немного и все вокруг будет сковано немым холодом. Еще немного — и придет конец еще одному году. Бог перевернет новую страницу нашей жизни, и мы уже ничего не сможем исправить в теперешней.
Но осень — это также радостное время: время собирать плоды и утешаться ими. Это время, когда мы оглядываемся на пройденный путь, потом окидываем взором то малое, что осталось пройти, и даем оценку своей жизни, подводим итоги. Чего мы достигли? Сейчас впору заглянуть в свою корзину и взвесить плоды.
Что изменилось в нашей духовной жизни в этом году?
Мы стали старше на один год, и последняя черта стала ближе. Но стали ли мы старше духовно, стали ли мы ближе к Богу? Или уходящий год оставляет нам снова пустую корзину — без плода?.. Наши закрома полны, так что мы готовы прокормить духовно и себя, и своих близких, или же мы голодны и истощены, а наш дом пуст? Какими застала нас эта осень? Духовно зрелыми христианами или духовными младенцами? 
 
На все в жизни есть свое время. Как говорил мудрый Соломон, «время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное» (Эккл. 3:2–5). Но что делать, если вырывать нечего? Что если год промелькнул, а мы все так же говорим, спорим, мечтаем, думаем, решаемся, строим проекты. Если мы так и не перешагнули барьеры, не разрушили стереотипы, не избавились от вредных привычек? Что если мы так и не подняли руку, так и не сделали шага вперед, но остались барахтаться в грязных пеленках? Научились ли мы побеждать самих себя и воспарять над земными обстоятельствами, или же нас скосили трудности? Стала наша дружба с Богом очищающим и энергетическим огнем, или же наши отношения с Богом напоминают тоскливое болото, и мы влачим их, как крест?

В Библии, в Послании Иуды есть необыкновенно яркое описание такой жизни: «…безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые» (Иуды 1:12). Может, и мы стали такими мечтателями, блуждающими звездами, которые обманывают самих себя? Друзья, нам следует заглянуть внутрь себя, чтобы познать, кем мы стали за этот год: духовными мужами и женами или же остались младенцы? Питаемся ли мы твердой духовной пищей или же по-прежнему молоком? И дело здесь вовсе не в том, сколько христианских семинарий мы закончили и сколько богословской литературы проштудировали… Дело здесь, скорее, в том, видна ли в нас личность самого Христа.

Осень — это время зрелости. Значит, нам пора оценить и собственную зрелость. Чем же отличается духовно зрелый христианин от духовного младенца? 
 
Наблюдали ли вы за новообращенными людьми в своей церкви? Духовные младенцы отличаются своей яркой человеческой индивидуальностью. Их повсюду сопровождают брызги эмоций, слюни и сопли, или, говоря по-культурному, просто характер. У младенцев куча острых углов, о которые любому легко пораниться. К такому человеку не так просто подойти, у них на все есть свои принципы и стандарты, которые срабатывают, как прокрустово ложе: если ты не подходишь под их модель, тебя пытаются сразу же переделать. В наших церквях немало найдется таких новообращенных людей, которые гордо носят перед собой свой хар-р-р-р-рактер, а в жизни руководствуются кредо: «Я у Бога особенный. Он меня полюбил таким, как я есть, и вы должны теперь делать то же самое». На характер, это чудо генетики, духовные младенцы обычно списываются все грехи, даже те, которые совершаются ими в сотый раз. 
 
Но что, если такому младенцу уже десяток лет от роду, а он до сих пор носится со своим характером? Что, если брат или сестра застряли в своем духовном росте, и так и не смогли преодолеть свои негативные привычки? 
 
В миру принято много внимания уделять характеру человека. Разные типы темперамента тщательно изучаются, и наука психология просто закидывает нас грудами всевозможных тестов, чтобы лучше познать свой характер. Он рассматривается как некая биологическая данность, которую никак нельзя изменить. С характером принято считаться, ибо от него в большей степени зависит судьба человека. Словом, с характером носятся порой, как с писаной торбой, еще и потому, что им так легко оправдать плохие поступки человека. 

Но что же говорит об этом Библия? Библия подсказывает нам, что человек имеет греховную природу. А что же Бог думает о нашем с вами драгоценном характере? Он говорит так: «Лукаво сердце [человеческое] …и крайне испорчено» (Иер.17:9). Друзья, вам лестно слышать такие слова? И это еще не все. Библия говорит: «Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда» (Ис.64:6), «… все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Поэтому наш с вами характер, с которым мы так привыкли считаться, — не что иное, как наша плоть, наш ветхий человек, который даже после покаяния пытается рулить обстановкой в нашем сердце. 
 
Но Христос сказал: «се, творю все новое». И по милости Божьей «кто во Христе, [тот] новая тварь» (2Кор.5:17). Наш характер, наш ветхий человек, должен остаться в прошлом. С того момента, как мы взываем к Богу о покаянии и наши одежды становятся белее снега, нашим характером становится Христос. Его мысли и чувства должны царить в нашем сердце, и стилем нашего поведения должен быть Иисус. Если мы не поступаем, как Он, но по-прежнему называем себя христианами, то мы обманываем самих себя.
 
На одном христианском форуме я наткнулась на вопрос: «Как понять, человек духовно зрелый или нет?» Ответы были очень разными и странными, как, например, такой: «Человек начинает созревать, когда его перестает интересовать уровень собственной зрелости…» Еще один пользователь написал, что, должно быть, духовная зрелость в том, чтобы уметь различать добро и зло. Но другой ответил ему: «Умение различать добро и зло было приобретено Адамом и Евой в раю и, похоже, явилось грехом перед Богом. Если это так, то все люди духовно зрелые?» Кульминацией разговора стало размышление одного человека относительно критериев зрелости: «С Христом будем сравнивать? Ну так не дотянешься, никогда не дотянешься... тупик». 

Но почему бы и не сравнивать? Если мы не будем сверять свою жизнь с жизнью Иисуса, то мы не имеем права называться христианами. Может, мы никогда и не дотянемся… но, если мы так никогда и не будем стремиться к стандарту Христа, мы не будем расти духовно. Апостол Павел в 2 Послании к коринфянам говорит: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Также и апостол Петр говорит, что Христос оставил нам пример, дабы мы шли по Его следам. И это не тупик. Подражание Христу никогда не приведет нас к глухой стене, но наоборот, разобьет всякие стены и подарит свободу. 

Друзья, нам нужна смелость, чтобы разобраться в себе: может, и мы продолжаем ходить такими вот младенцами и забываем, на что нам дана Божья благодать? Ведь не на то же, чтобы мы спокойно «по благодати» жили со своими дурными привычками и характером, а на то, чтобы мы имели силу их преодолевать. Мы можем годами жить в своих дурных привычках, списывая все на характер и ходя по замкнутому кругу, но только когда мы примем характер Христа, мы сможем вырваться на свободу.

Следующей характерной «слабостью» духовных младенцев является привычка строить отношения только с теми людьми, кто им удобен. Они просто не могут принять другого таким, как он есть, не умеют терпеть слабых людей, снисходить к беспомощным и носить их бремена. Младенцы зависимы от среды, поэтому хотят быть в хорошей церкви. Если же в церкви есть какие-то трудности, они просто предпочитают перейти в другую.
 
Духовные младенцы всегда четко видят недостатки других людей и не находят нужным так просто кого-либо прощать: эту милость нужно еще заслужить. И все потому, что они как «христиане» живут по очень высоким моральным стандартам, и эти личные «стандарты» по отношению к другим людям ставятся выше часто даже Божьей заповеди — Заповеди Любви. Иисус Христос осудил такое поведение на примере фарисеев, которые были настолько озабочены соблюдением преданий старцев, что забыли даже исполнять заповеди самого Бога. Христос назвал их лицемерами. И действительно, если приглядеться к духовным младенцам, мы скоро увидим, что их «высокие моральные стандарты» работают только для других, но не для себя.
 
Друзья, помним ли мы, что Бог превознес свою милость для нас над судом и что Он не вспомнил нам всего, в чем мы перед Ним провинились? Поступаем ли мы так же и с нашими братьями и сестрами, или мы ведем себя, как младенцы, умеющие только принимать любовь и милость, но не способны ничего отдавать?

Думаю, немаловажной чертой зрелости является умение видеть свои ошибки и искать недостатки в себе. Но давайте зададим себе вопрос: как часто, оказавшись в некомфортной ситуации, мы бросаемся сразу же искать причины извне. Мы не спрашиваем себя: «Почему это происходит со мной? Что я сделал не так? Что мне нужно изменить в себе, чтобы это больше не случалось?» Нет, такие вопросы редко нас посещают. Вместо этого, мы спрашиваем: «Как убрать то, что нам давит или жмет в жизни?» Это и есть признак духовной незрелости. У духовных младенцев не стоит вопрос, чтобы меняться. Они лучше скорректируют действительность, а не себя. Но нам нужно повзрослеть, чтобы мудро оценить проблему, сказав себе: «Некомфортные ситуации существуют для того, чтобы я мог заметить за собой слабость и преодолеть ее».

Опасным сигналом патологического младенчества является острая необходимость приходить в собрание, чтобы не умереть духовно. Духовные младенцы приходят по воскресеньям в церковь, чтобы напитаться до следующего воскресенья: нужны новые впечатления, эмоции, откровения. Им нужно, чтобы их снова зажгли на собрании, потому что они забыли, от кого им нужно питаться энергией, забыли об Источнике, о Христе.

Когда человек обращается к Богу, он начинает жадно и с удовольствием впитывать информацию о Боге: он прочитывает десятки христианских книг, посещает конференции, а яркие духовные откровения, услышанные от пастора или наставника, способны просто взорвать их внутренний мир. Верующий начинает набирать обороты, ему кажется, что он уже несется во весь опор как, паровоз, и вот случается что-то, что просто сбивает его с толку. Он по-прежнему двигается как бы по инерции, но внутренне чувствует, что топливо кончается. Нужна очередная заправка — поход в церковь или конференция — чтобы протянуть еще хотя бы метр. 

  Однажды одна девушка рассказала мне такое свидетельство: 
"Я пришла к Богу, когда училась на первом курсе университета. Однажды через пару лет после моего обращения я в очередной раз приехала на студенческую христианскую конференцию. Пока студенты со всех городов съезжались, у нас был обед. Так получилось, что ко мне за столик подсели студенты с Киева. Мы знакомились, смеялись… Один парень задал всем вопрос: «Чего вы ждете от этой конференции?» Когда пришла моя очередь отвечать, я сказала, что было у меня на сердце: «Я хочу снова зажечься Божьим огнем, восполнить духовные силы, потому что чувствую, что угасаю в мирской суете…» Он подумал и тихонько ответил мне: «Знаешь, для этого тебе не нужно ездить на конференции, для этого существует Бог. Научись проводить с Ним время, и тогда твой огонь никогда не будет гаснуть». Меня тогда эти слова сильно обличили, потому что выставили незрелой. Но я пронесу их через всю свою жизнь, потому что это была правда". 
 
Вся причина в том, что у духовных младенцев надолго остается пустая привычка "Божью" информацию получать от других людей, а не от самого Бога. Они не могут жевать сами, а требуют уже пережеванной пищи. Как матери полугодовалого малыша приходится разминать еду вилкой и перетирать, чтобы ребенок не подавился, так и духовный младенец питается чужими откровениями, эмоциями, которые льются с кафедры, но не может жить своей эмоциональной духовной жизнью.
 
Младенец, очевидно, пропустил тот момент, когда нужно было наконец взять ложку в свою дрожащую и неуверенную руку и научиться питаться самостоятельно — от Христа и Духа Святого, а не принимать пережеванную чужими зубами духовную пищу. Какими бы духовными ни были наши учителя, но наш духовный рост прекращается, потому что наше общение со Святым Духом либо скудно, либо вообще не имеет места. В Евангелии от Иоанна мы читаем, что Иисус желает наполнить нас Духом Святым: «… кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того … из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:37–38). Он также говорит: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35). 

Сам Иисус желает питать нас. Он и Хлеб жизни, и живая вода. Он — Лоза, на которой мы все держимся, и из которой черпаем соки. Все, что нам нужно делать, — это просто прийти и пить. Тогда и в нашей жизни будут откровения ничем не хуже, чем у тех пастырей, которыми мы восхищаемся. Тогда и из нашей жизни в этот мир будет фонтаном изливаться Дух Божий, преображая и питая все вокруг. Если же мы не испытываем нужды в Святом Духе, то результатом этого будет духовное истощение. Иисус в Нагорной проповеди сказал: «Блаженны нищие духом (то есть ощущающие свою острую потребность в нем), ибо их есть Царство Небесное». 
 
Наш духовный рост может тормозиться, если мы читаем Библию от случая к случаю — на собрании или на конференции — больше чтобы удовлетворить свои интеллектуальные потребности, а не потребности духа. Если мы не пребываем в Слове, мы не познаем Христа, а следовательно, и не можем подражать Ему. Духовные младенцы не испытывают зависимости от Бога, также они еще не вполне осознают, что чтение Библии и молитва — это общение с Богом, которое преображает нас, потому что, молясь и читая Писание, мы смотрим на самого Христа. Молитвенная жизнь таких людей убогая, потому что она направлена не на духовный мир, а на мир материальный. Младенцы очень озабочены теми проблемами, которые их окружают, ведь они думают, что в жизни с Богом все должно быть идеально. Поэтому молитва такого человека – незаменимая спутница его нужды. Его постоянно что-то не устраивает, ему вечно мало. Соответственно, если нет нужды, то нет и молитвы.

Друзья, если молитва нас не животворит, не обновляет духовно, не изменяет в образ Божий, а является просто средством «решать дела», давайте задумаемся: не является ли это признаком духовной незрелости в нашей жизни? Как давно мы постились в последний раз? Или для нас пост — это фанатизм? Как давно Бог отвечал нам на нашу молитву, и мы реально видели, как сам Господь движется в нашей жизни, изменяя все вокруг? Или мы уже давно утратили ощущение Божьего присутствия в своей жизни?

Младенцы — это дети. А дети больше всего в жизни любят … играть. Дети тем и отличаются от взрослых, что не догадываются об истинном назначении вещей. Поэтому, когда что-то попадает им в руку, оно тут же становится игрушкой. Дети радуются каждому новому предмету, и их жизнь напоминает сплошной праздник. Также и духовные младенцы все в жизни воспринимают исключительно с позиции «скучно или весело». Им во всем нужен интерес, развлечение, удовольствие, и они не будут корпеть над чем-то, что просто «надо» сделать. Слово «надо» — это что-то тяжелое. Неудобное, пришедшее из скучной будничной взрослой жизни, а у нас сегодня праздник!... Больше всего от этого, конечно же, страдает служение. Ведь служение — это не всегда игра, тусовка или увлекательное приключение. Бывают моменты, когда это — просто рутинный труд порой даже без видимого результата. Но как только ощущение праздника заканчивается, служение для младенца теряет всякий интерес. 

Духовные младенцы достигают успеха в чем-то, только когда безумно увлечены этим, когда отдают себя этому занятию без остатка. Но чаще духовные младенцы не сосредотачиваются ни на чем конкретно: тут хвать, там хвать, а в результате — пустота. Они постоянно сканируют жизнь в поиске новых возможностей, но так и не хватаются ни за одну. Им все не подходит работа или служение. Они все ждут, что, как в песне, «прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино». 
 
Друзья, узнаем ли мы себя в подобной ситуации? Быть может, и для нас христианство стало веселой тусовкой, а Иисус — Санта-Клаусом? Может, в нашей жизни нету плода, потому что мы просто заигрались?
 
Детки живут яркой эмоциональной жизнью. Кажется порой, что их счастье зависит от обстоятельств. Если ребенку ничего не давит, ему тепло, сухо, много ярких игрушек рядом — жизнь просто чудесна. Но стоит отобрать у него его любимую игрушку — все переворачивается вверх ногами. Во всем мире не сыскать более несчастного существа. Также и у духовного младенца жизнь как синусоида: счастье то есть, то нет, в зависимости от обстоятельств. И это все потому, что они все еще живут, руководствуясь исключительно эмоциями, и у них нет крепкого внутреннего стержня. Духовно зрелый христианин тем и отличается от младенца, что у него есть духовная жизнь, и именно она определяет его счастье. И ничто внешнее не может этому помешать.

И напоследок — самая важная деталь: младенцев интересуют лишь собственные нужды и желания. Они во всем, даже в служении ищут корысть, потому что привыкли брать, а не отдавать. Им нравится, когда им служат, прощают, жалеют, жертвуют ради них. Но они слепы к нуждам других людей. Зрелость же приходит тогда, когда человек начинает вращаться вокруг других людей, когда осознает не то чтобы потребность, не то чтобы необходимость служить другим... Зрелость — это когда человек живет служением, и вне его не видит смысла существования. Этот человек осознает нужды окружающих его людей, мира, и готов брать на себя ответственность за других людей. Друзья, мирская философия в корне эгоистична. Следуя ей, мы будем способны принести лишь кислый плод, от которого на зубах будет оскомина. Христос же собственным примером учит нас отрекаться от самих себя.

Осень — это также пора, когда дети идут в школу. Быть может, и нам пришло время отбросить младенчество, и пойти учиться у Христа. Когда же мы научимся сосредотачиваться не на себе, а на Иисусе, мы сможем приносить плод, которым прославим Бога. Быть может, единственным плодом этой осени будет плод покаяния, но он будет сладок у нас во рту. Друзья, сейчас, когда пришло время вырывать посаженное, мы желаем, чтобы в вашей корзине в этом году были только отборные и сладкие плоды.
Blog Widget by LinkWithin

5 комментариев:

  1. Чудова стаття! Дякую!

    ОтветитьУдалить
  2. Хорошая тема.Надо читать

    ОтветитьУдалить
  3. Как родилась эта тема?

    ОтветитьУдалить
  4. ))) вообще-то 2 года назад родилась, была дождливая и тоскливая осень, моя беременность подходила к концу, вот-вот для меня должна была начаться "новая жизнь" много думала о своей прежней жизни, продводила итоги, проводила аналогии с тем, что за окном. я уже давно хотела написать что-то о росте, о духовных плодах. так и родилась.

    ОтветитьУдалить