пятница, 12 августа 2011 г.

Нищие, которые всегда с тобой

Однажды Иисус сказал, что нищих мы всегда имеем с собою (Ин. 12:8). И в этих словах, сказанных Господом как бы между прочим, таится одновременно и пророчество, и загадка, которую мы вряд ли осилим разгадать. Вдумайтесь: почему мир набирает обороты прогресса, все вокруг нас становится более точным, комфортным, высокотехнологическим, а нищие по-прежнему среди нас? Сегодня, как и 2 тысячи лет назад, есть люди, которые пашут с утра до ночи и кое-как сводят концы с концами, есть те, кто утроился поудобнее и умеет зарабатывать большие деньги при меньших усилиях, а есть нищие, сидящие у ворот храма. Как сегодня относится к милостыне? В последнее время я часто встречаю людей, которые разочарованы в этом виде благодеяния, мол, были в их жизни случаи, когда они подавали, а потом понимали, что обмануты попрошайкой. Это касается цыганок, которые бросают в грязь то, что им дают, когда им «мало» или «не то», а также и вечно больных, вечно собирающихся делать операцию. Смущает также и тот факт, насколько жестоко в этом бизнесе используются дети. Ведь многие убеждены, что те, кто действительно нуждаются, никогда не выйдут на улицу с протянутой рукой, тем более со своими детьми. Поэтому большинство предпочитают подавать нейтральной категории людей — сгорбленным бабулькам или приятным на слух уличным музыкантам.



Однажды я натолкнулась в интернете на такое высказывание одной женщины: «Никогда не подавала... Никогда не жалела, жалела лишь детей, которых видела на руках... а вот при виде хамской рожи цыганки, или иной попрошайки, появляется лишь одно желание, разбить человеку лицо, человеку который смеет так нагло подходить и требовать, вместо того чтобы идти на работу и горбатится там с утра до вечера». Думаю, многие узнают в этих словах и свои смешанные чувства при виде нищего, которому давать не всегда хочется, а если не дашь, то всегда внутри после этого появляется какая-то необъяснимая горечь. Почему?


Истина в том, что Иисус Христос нам сказал: «Тому, кто просит, дай и от того, кто хочет занять у тебя, не отворачивайся» (Мф. 5:42). И, зная это, самая светлая часть нашего сердца всегда хочет дать, а темная подсовывает всякие логические доводы по типу: «да он же алкоголик, он же все равно пропьет», - или: «я вкалываю, а он — тунеядец, почему я должен его содержать?»... Для многих подаяние нищим — это как пережиток прошлого, от которого следует избавляться так же, как и от веры в Бога. В итоге люди постепенно выбрасывают из своего сердца то, что становится для них неудобным, но этим только умножают свою горечь. 


Дело в том, что в последнее время люди далеко ушли от Божьего понимания милостыни. Мы склонны рассматривать ее как акт более социальный, нежели духовный. Поэтому и возникают споры относительно того, надо ли подавать алкоголикам, тунеядцам, бездарям и так далее. Если же посмотреть на милостыню глазами Бога, то мы поймем, что милостыня задумана не для просящего, а для нас самих. Что, давая милостыню, мы воспитываем свою собственную душу, учимся любить человека, а не судить о том, как он докатился до такой жизни. Это не наше дело судить, на что он потратит наши деньги. Истинно говорил апостол Павел: «... если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3). 


Если попытаться вдуматься, почему же люди неуклонно подают милостыню, даже зная всю правду и неправду об этом унылом бизнесе, нам нужно признаться себе в следующем: когда копеечка из нашего кошелька перемешается в стаканчик на полу перехода, мы самоутверждаемся. Какими плохими или хорошими людьми мы бы ни были, мы чувствуем, что еще способны на доброе дело, на милость. И этим мы как бы подсознательно пытаемся загладить свои грехи, перекрыть хорошим поступком плохие. Очень многие люди заблуждаются, думая, что хорошими делами они зарабатывают себе местечко в раю. Библия говорит, что спасение дается человеку по вере в Иисуса Христа: «Ибо лишь по благодати Божьей вы спасены благодаря вере, а это не от самих вас исходит. Это — дар Божий, а не вознаграждение за труды, так что никто не может похваляться» (Еф. 2:8-9). Без покаяния невозможно прощение грехов и спасение, но человек, который примирился с Богом и живет для Него, будет делать добрые дела, чтобы прославить Господа. Естественно, что чем более щедрыми мы будем, тем большая награда от Господа нас ожидает за это. Но Бог смотрит не только на то, сколько мы даем, а также на то, как, с каким сердцем мы это делаем. Иисус сказал: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф. 6:1-4). Если же мы желаем получить награду за свой добрый поступок здесь и сейчас, в виде похвалы людей, то мы лишаем себя похвалы Бога.



Бог, Творец неба и земли, Которому принадлежит вся мудрость, давая людям закон, сказал: «На этой земле всегда будут бедные, и потому Я заповедаю тебе помогать собрату твоему и давать нуждающимся в помощи беднякам твоей земли» (Втор.15:11). Если бы не было бедных и даже нищих, мир бы потерял состояние равновесия. Если вдуматься, для каждого из нас нищие просто необходимы для того, чтобы мы помнили: всем, что мы имеем, мы обязаны Богу. Чтобы наше сердце не прирастало к заработанным деньгам и чтобы, когда мы нагибаемся, бросая денежку нищему, в сердце мы кланялись перед Богом за то, что Он позволил нам иметь больше. Чтобы мы помнили, что мы — люди, а Господь поступает, как хочет, и всегда справедлив. 

Какие мысли у вас возникают, когда вы проходите мимо попрошайки. Я почти уверена, что все мы склонны размышлять: ну почему добрый Бог допускает такую нищету, чтобы так эти калеки мучились в жизни и т. д. Можно ли как-то помочь этим людям. Нет, не в смысле деньгами, а в смысле глобально: как-то изменить их жизнь?! У них с самого начала все пошло не так: не те родители, не то воспитание, не та среда, не смогли реализовать себя... Многие из них родились «на улице», и не знают другой жизни, да и нужна ли она им? Можно ли теперь вложить этим людям в голову свои мозги, научить их бороться с трудностями, самостоятельно зарабатывать на жизнь или сильные должны безропотно волочить за собой слабых до «победного конца»? Вот такие вопросы я себе задавала (мне даже стыдно за них)...


В интернете я наткнулась на один рассказ, который заставил меня много думать о милостыне. Однако выводы автора в конце этого рассказа мне показались не вполне справедливыми. Но я благодарна ему, ведь он по-своему помог мне найти свой ответ. Но сначала рассказ. 


«В переходе возле станции метро сидит женщина неопределенного возраста. Волосы у женщины спутаны и грязны, голова опущена в скорби. Перед женщиной на заплеванном полу перехода лежит кулек. В кулек сердобольные граждане бросают деньги. И не бросали бы, да на руках женщина держит весомый «аргумент» в пользу того, что ей деньги просто необходимы. На руках у женщины спит ребенок лет двух. Он в грязной шапочке, бывшей когда-то белой, в спортивном костюмчике. Переход – место достаточно оживленное. И течет нескончаемым потоком людская толпа, и звенит мелочь в кульке, и шуршат купюры.


Я ходил мимо женщины около месяца. Я догадывался, кому уходят деньги, жертвуемые многочисленными прохожими. Уж сколько говорено, сколько написано, но народ наш такой – жалостливый до слез. Готов народ наш отдать последнюю рубашку свою, последние копейки из кармана вытряхнуть. Подал такому «несчастному» – и чувствуешь, что у тебя все еще не так плохо. Помог, вроде бы как. Хорошее дело сделал… Я ходил мимо попрошайки месяц. Не подавал, так как не хотел, чтобы на мои деньги какой-нибудь негодяй купил себе кирпича одну штуку, да вставил в стену нового дома-дворца своего. Пускай будет дыра у него в стене, у негодяя этого. Не будет кирпича от меня. Но, судя по тому, как попрошайке подавали, хозяин ее имел уже несколько домов-дворцов. Ну и попрошайке что-то перепадает, конечно. Бутылка водки на вечер да шаурма. Хозяева таких «точек» попрошайничества имеют немало, но отличаются жадностью. И жестокостью. На том и держится их супердоходный бизнес. На деньгах да на страхе. Никто из опускающих монетку в кулечек не знает, что «встать» на место возле Владимирского собора невозможно, а хождение по вагонам метро с уныло-тягучим «простите, что я до вас обращаюся» стоит от 20 долларов в день.


Никто из добряков, жертвующих «мадонне с младенцем», не задумывается над еще одним вопросом. Над одним несоответствием, буквально бросающимся в глаза. Спустя месяц хождения мимо попрошайки меня вдруг как током ударило, и я, остановившись в многолюдном переходе, уставился на малыша, одетого в неизменно-грязный спортивный костюмчик. Я понял, что именно казалось мне «неправильным»... Ребенок спал. Ни всхлипа, ни вскрика. Спал, уткнувшись личиком в колено той, кто представлялась его мамой. Попрошайка подняла на меня глаза. Наши взгляды встретились. Бьюсь об заклад, она поняла то, что понял я… У кого из вас, уважаемые читатели, есть дети? Вспомните, как часто они спали в возрасте 1-2-3-х лет? Час, два, максимум три (не подряд) дневного сна, и снова – движение. За весь месяц каждодневного моего хождения по переходу я НИ РАЗУ не видел ребенка бодрствующим!


Почему он спит все время? – спросил я, уставившись на ребенка. Попрошайка сделала вид, что не расслышала. Она опустила глаза и закуталась в воротник потертой куртки. Я повторил вопрос. Женщина вновь подняла глаза. Она посмотрела куда-то за мою спину. Во взгляде ее явственно читалось усталое раздражение вперемешку с полнейшей отрешенностью. Я впервые видел подобный взгляд. Взгляд существа с другой планеты.
Пошел на… – произнесла она одними губами. 


Почему он спит?! – я почти кричал… Сзади кто-то положил руку мне на плечо. Я оглянулся. Мужчина с типичным лицом рабочего с близлежащего завода неодобрительно хмурил седые брови:


Ты чего к ней пристал? Видишь – и так жизнь у нее… Эх… На вот, дочка, – мужик вытряхнул из своей огромной пятерни монетки. Попрошайка перекрестилась, изобразив на лице смирение и вселенскую скорбь. Мужик убрал ручищу с моего плеча, побрел к выходу из перехода. Дома он расскажет, как защитил угнетенную, несчастную, обездоленную женщину от негодяя в дорогой дубленке. Милиционер, подошедший ко мне в переходе на следующий день, выразился почти так же, как и его «подопечная» попрошайка: – Пошел в… А ребенок спал… 


Я позвонил знакомому. Он с горем пополам окончил три класса, и читает с трудом. Полное отсутствие образования не мешает ему передвигаться по улицам города на очень дорогих иномарках и жить в домике с бесчисленным количеством окон, башенок и балкончиков. Я узнал, что в Киеве попрошаек «держат» и молдаване, и украинцы. Причем, первые специализируются, в основном, на «инвалидах войны». Мы часто видим их на переходах и светофорах, снующими буквально под колесами машин. Всевозможными «больными», хромыми и «приехавшими делать операцию» заведуют с равным успехом как украинцы, так и цыгане. Бизнес этот, несмотря на кажущуюся стихийность, четко организован. Курируется попрошайничество организованными преступными группировками, и деньги, брошенные полунищими прохожими в кулечек «обездоленного инвалида», уходят «наверх». Детей берут в «аренду» у семей алкоголиков, или попросту воруют. Но это все, что говорится, цветочки. Мне нужно было получить ответ на вопрос – почему спит ребенок? И я его получил. Причем, мой знакомый цыган произнес фразу, повергнувшую меня в шок, вполне обыденно, спокойным голосом. Как о погоде сказал: – Или под героином, или под водкой… Чтобы не кричал, не мешал. Ей с ним целый день сидеть, представляешь, как он надоесть может? Для того чтобы ребенок спал весь день, его накачивают водкой. Или – наркотиками. Разумеется, что детский организм не способен справляться с таким шоком. И дети часто умирают. Самое страшное – иногда умирают днем, среди «рабочего дня». И мнимая мать должна досидеть с мертвым ребенком на руках до вечера. Таковы правила. И идут мимо прохожие, и бросают мелочь в кулек, и считают, что поступают благородно. Помогают «матери-одиночке»…


На следующий день я стоял в переходе возле станции метро. Милиционера, ответившего мне вчера ругательством, не было видно. Я запасся журналистским удостоверением, и был готов к серьезному разговору. Но разговора не получилось. А получилось следующее… У женщины на руках лежал ДРУГОЙ ребенок. Меня интересовали документы на ребенка, и, самое главное – где вчерашний малыш? Попрошайка вопросы игнорировала, зато их не игнорировали торговки, стоявшие рядом. От женщины, торгующей трусиками, я узнал, что мне следует, мягко говоря, удалиться из перехода. К возгласам торговки подключились ее негодующие соседки по ремеслу. Следом за ними – прохожие преклонных лет. В общем, я был с позором выдворен из перехода. Оставалось одно – звонить 02 или искать милицейский патруль. Но милиция нашла меня сама. Сержант, любитель посылать в…, подошел ко мне и спросил документы. Я документы предоставил, и высказал свое мнение по поводу нахождения женщины с ребенком в переходе. Сержант со мною согласился, и… отправился звонить кому-то. Я стоял перед переходом, с полным ощущением того, что пытаюсь бороться с ветряными мельницами. Спустя несколько минут в переходе не было уже ни торговок, ни попрошайки со спящим ребенком… Когда вы видите в метро ли, на улице ли женщин с детьми, просящих милостыню, задумайтесь, прежде чем ваша рука полезет за деньгами. Подумайте о том, что не будь вашего и сотен тысяч подаяний, и бизнес этот умер бы. Умер бы бизнес, а не дети, накачанные водкой или наркотиками. Не смотрите на спящего ребенка с умилением. Смотрите с ужасом. Ибо вы, прочитавшие эту статью, знаете теперь – почему спит ребенок…» (автор — Анатолий Шарий).


Я не согласна с автором практически только в одном: будь мы хоть миллион раз правы и знаем правду, это не дает нам повода перед Богом отрекаться от этих обманутых людей, относиться к ним с презрением, как будто они прокаженные. Давайте не будем рассматривать эту ситуацию только с финансовой точки зрения. Наши деньги — это не всегда то, в чем нуждаются такие люди. Это понимал Иисус. Когда Он «выходил из Иерихона со Своими учениками и множеством народа, у дороги сидел, прося милостыню, слепой нищий Вартимей. Услышав, что это Иисус из Назарета, он закричал: "Иисус, сын Давидов, сжалься надо мной!". Многие заставляли его замолчать, но он кричал ещё громче: "Сын Давидов! Помилуй меня!". Иисус остановился и сказал: "Позовите его". Слепого позвали и сказали ему: "Не отчаивайся. Вставай! Он зовёт тебя!". Тот сбросил плащ, вскочил и подошёл к Иисусу. Иисус спросил его: "Что ты хочешь, чтобы Я сделал для тебя?" Слепой сказал Ему: "Учитель! Я хочу снова видеть". Иисус сказал ему: "Ступай, твоя вера спасла тебя". И тот сразу же прозрел и пошёл вслед за Иисусом» (Мар.10:46-52). 


Вартимею не нужно было от Иисуса денег, ему нужна была милость Божья. Этот человек смотрел в корень своей проблемы и понимал, что еще одно подаяние никак не изменит его жизни, не разорвет этот заколдованный круг. Ему нужна была исцеляющая, прощающая и в корне меняющая все милость Божья. И он ее получил.


Чаще, впрочем, нищие не понимают своей истинной нужды. Как, например, тот «хромой от чрева матери», которого «носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм». Увидев учеников Иисуса Петра и Иоанна перед входом в храм, он просил у них милостыни. «Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога» (Деян 3:2-9). Этот человек, как и прозревший Вартимей, получил шанс начать жить по-новому, Он увидел славу Божью. И поэтому мы, видя нищего, должны помнить, что у Иисуса, «начальника жизни», есть для этого человека новая жизнь. Но Бог не будет воплощать свой замысел насильно в жизнь нищего. Тот должен сам воззвать о помощи, либо кто-то, то есть мы, чье сердце болит за такого человека, должны привести его к Богу.

Итак, как мы видим, в вопросе милостыни все предельно ясно: Бог хочет, чтобы мы давали милостыню и делали это из любви к человеку, а не из каких-либо других побуждений. Если нету никакой любви ни к Богу, ни к ближнему, то и задаваться вопросом о целесообразности милостыни не целесообразно. Бог дает нам знание и мудрость. Если мы знаем наверняка, что человек, просящий милостыню, нас обманывает, никто не заставляет нас отдавать свои деньги обманщику. Наверняка, к многим из вас приставали на вокзалах с душещипательными просьбами по типу: «жена в больнице при смерти, дома голодные дети, а доехать до дому не за что». Мы, может быть, никогда не узнаем, как там обстоят дела на самом деле или что толкает человека на унижение. Но мы не должны отворачивать от этого человека свое духовное лицо, ведь мы знаем, что ему нужна милость Божья. 


Или же когда мы видим «мадонну с грязным младенцем на руках», сердце наше тает и мы подаем из жалости к ребенку, даже не понимая, что ему-то точно эти деньги ни к чему. Ведь он, несчастное создание, просто жертва, приманка в глобальной охоте за деньгами. Он не виноват в том, что валяется на грязном полу перехода и каждый день вынужден бороться за право на жизнь. Нет, он просто напоминание о том, что мир катится в ад, и такие дети — плод всепоглощающего греха. Это напоминание о том, как далеко может зайти сатана в борьбе за души человеческие, и о том, как он может втоптать человека в грязь. И мы, проходящие мимо, в принципе, можем подавать, делая это доброе дело как для Бога (пусть Он рассудит!), а можем и не подавать, потому что знаем истину: не деньги нужны таким людям, а Иисус и его милость. Но в любом случае, мы должны понимать духовную истину: идет жестокая война, которую мы временами не замечаем, наглухо зашторивая окна своего уютного и комфортного дома. Этот полутрупик замученного ребеночка — напоминание о том, что сатана реален и ужасен, и о том, что идет война за человеческие души.


Как мы можем помочь в этой ситуации? Конечно же молится!!! Как часто мы молимся о нищих, не имеющих спасения? В жизни они не знают ни надежды, ни любви, ни уважения. Наша молитва о том, чтобы Бог спас этих людей и даровал им новую жизнь, принесла бы больше пользы, чем рубль на водку. В Книге притчей сказано: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Прит. 24:11). Скажите им о том, что Бог любит их и желает изменить их жизнь. Таким людям просто необходимо услышать слово любви. Пусть они знают, что вы подаете им, потому что видите в них людей, сотворенных по образу и подобию Божию, и очень ценных для Бога.


Что мы можем делать еще? Быть бесконечно благодарными Богу, что Он миловал нас, и это не мы сидим на грязном заплеванном асфальте! Давайте ценить милость Божью и замечать ее почаще. То, что среди нас есть нищие, это не в коем случае не свидетельство того, как несправедлив Бог, и что Он неодинаково любит нас и тех, что лишен здоровья, дома, семьи, достатка. Однажды у Иисуса спросили, когда Он проходил мимо человека слепого от рождения: «"Учитель, раз он родился слепым, то кто согрешил: он сам или его родители?". Иисус ответил: "Ни он, ни его родители, но родился он слепым ради того, чтобы Бог проявил Свою силу» (Ин. 9:2-3). Истина в том, что Бог желает проявлять свою силу! Он хочет изменять жизни людей, даровать им спасение. Давайте в молитве сражаться за людей, взятых сатаною «на смерть». 


Что же касается денег, то, когда мы, те, кто называет себя христианами, отрываем от себя и подаем нищему, мы проявляем любовь к нему. Для каждого из нас это уникальная возможность перейти от рассуждений о всепоглощающей любви Божьей к конкретным проявлениям этой любви. Давайте лишим этот черный бизнес пустого звона наших монет, чтобы наконец в нашей милостыне зазвучала любовь.
Blog Widget by LinkWithin

2 комментария:

  1. Аничка, очень хорошая статья! А про попрошаек с детьми я просто в шоке!!! Никогда не задумывалась про их спящих детей!!! Это ужасно!!!!

    ОтветитьУдалить