среда, 7 декабря 2011 г.

Рождество без декораций


Рождество — это, пожалуй, самый тёплый, душевный и радостный праздник в году. Он окутан поистине сказочной атмосферой. Мы украшаем свои дома, готовим изысканные блюда, зовем гостей, зажигаем свечи... Семьи собираются вместе: как бы далеко мы ни были, мы спешим в этот день оказаться рядом с самыми дорогими нам людьми. Для детей Рождество с его подарками, развлечениями и сластями — это просто сказка. Взрослые тоже любят Рождество, потому что вспоминают своё беззаботное детство. Они отдаются этому порыву добра и веселья, чтобы отдохнуть от будничных проблем. Но в глубине души взрослые по-прежнему в этот день ожидают чуда, которое внезапно придёт и изменит их жизнь к лучшему. Что такого особенного в этой магии Рождества? И почему она так тесно связана с рождением удивительного Бога-младенца? Что небеса хотели нам этим сказать? 

 Сегодня можно заметить стойкие тенденции сделать Рождество чисто светским праздником любви и подарков, убрав из него любое упоминание о самом виновнике торжества — об Иисусе. Но, вопреки этому, на Рождество, исполняя общепринятые праздничные ритуалы, наши сердца усиленно ищут и часто не находят ответа: зачем тогда вся эта «магия»? Как она может помочь обременённому сердцу? Зачем все же приходил с небес этот Бого-человек, и почему мы каждый год снова и снова ждем Рождества, как будто бы жаждем чего-то и никак не можем насытиться? Думаю, чтобы ответить на эти вопросы, нам следует вернуться к истоку этого праздника, то есть к самому Иисусу Христу.  Когда мы слышим имя Иисус, какой образ рисуется в нашем сознании? Должно быть, многие сразу же видят перед собой икону с лучезарным ликом Спасителя или грозный крест с распятым на нем Христом. Кто-то, особенного на Рождество, вспоминает милого, закутанного в сено младенца, лежащего в яслях. От всех этих образов веет какой-то таинственностью, божественным величием... а также... стереотипами... К сожалению, для многих людей Иисус означает только эти картинки. Возвышенные и внешние образы настолько сильно отпечатались в нашем сознании, что, концентрируясь лишь на них, мы не можем ответить на вопрос: «А зачем же все таки Он приходил?» 



За два тысячелетия христианства в мире (и даже в церкви) выработалось достаточно традиционное представление об Иисусе. И эти традиции часто мешают нам увидеть Иисуса таким, каким Он был на самом деле. Например, гностики верили лишь в божественную природу Христа, полностью отрицая человеческую. Таким образом, как бы «половиня» Христа, они отдаляют Его от себя, и уже становится непонятным, зачем было Богу отождествлять себя с человеком. Давайте попробуем откинуть любые чисто человеческие интерпретации, предубеждения, стереотипы и просто перенесемся на 2 тысячи лет назад.

В Своей книге «Стиль Иисуса» Гейл Ирвин как раз и пытается оторвать наш взгляд от «окаменелых интерпретаций» Христа, и познакомить нас с Ним лично. Позвольте поделиться с вами некоторыми интересными мыслями. «Когда из Вифлеемского хлева раздался первый крик новорождённого, и в руках Марии и Иосифа оказался сморщенный, испачканный в крови Младенец, история существования Вселенной достигла своей поворотной точки. Впервые у человека появилась возможность увидеть Бога и Творца и прикоснуться к Тому, Который до этого был только слышим... Все Его существо теперь обитало в человеческой плоти — доступной и открытой».

Люди никак не ожидали такого хода со стороны Бога. Впрочем, у любого человека всегда были, есть и будут свои представления о том, каким должен быть Бог. Однако Он не посоветовался с нами и послал нам Мессию, который разрушил все стереотипы о том, какими должны быть рождение, жизнь и смерть Спасителя мира. Евреи ожидали этого обещанного пророками Спасителя, искренне веря, что Мессия принесет им свободу, прежде всего политическую — независимость от Рима. Естественно, Он должен был явиться с силой, почестями и властью, поэтому они никак не узнали Спасителя в этом скромном, путешествующем раввине, чьё имущество можно было бы сложить в одну сумку, и который убеждал, что ударившему тебя в правую щеку, нужно подставить левую... Это было немыслимо!!! Они не хотели такого Мессию!

Даже предтеча Иисуса, человек высокодуховный, Иоанн Креститель, впервые увидев Христа, сказал: «Вот Он — Тот Самый, о котором я вам говорил!», но потом, через какое-то время, усомнился и послал своих учеников к Иисусу спросить: «Ты ли Тот Самый?» Даже у Иоанна были свои стереотипы о том, каким должен был быть Спаситель мира, и ему дико было видеть, как Иисус, один за другим, все их разрушает. По правде сказать, Иоанн и не узнал бы Иисуса при первой встрече, если бы Бог не послал Свой знак — Духа в виде голубя, сходящего на Христа — потому что у Христа была самая заурядная внешность, — ничего мессианского.

Да и учеников Своих Иисус, по всей видимости, тоже ошарашил: все своё время, проведённое возле Христа, они спорили между собою, кто какую должность займёт в Царствии Божьем, которое Иисус вот-вот должен был установить. Они были обыкновенными людьми, как мы с вами, и боролись за место поближе к царю, «к кормушке», как сейчас говорят, даже не понимая, о каком царстве говорил им Христос. Этот спор, кто из них больший, Иисус пресёк, сказав: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар. 10:42-45).

Ученики, наверное, недоумевали, а может, у кого-то даже мысль проскакивала в голове: «А не трачу ли я тут время зря... С таким начальником я вряд ли сколочу себе карьеру...» Иоанн, пославший к Иисусу спросить «Ты ли Тот?», услышал в ответ, что больные исцеляются, слепые снова видят, а одержимые бесами получают освобождение. Такой ли ответ он хотел услышать? Как-то вообще не пафосно даже звучит! Ведь это больше свидетельствует об Иисусе-слуге, нежели об Иисусе-царе! Рим по-прежнему правит, страна чахнет от неподъёмных налогов... Где же Иисус-освободитель? Когда же Он наконец построит на земле царство свободы? Народ недоумевал...

Человек, представившийся Мессией, говорил немыслимые вещи, совсем не те, которые от Него ожидали услышать. Что-то в этой ситуации было неправильным: либо происходящее, либо понимание происходящего. Чтобы понять Христа, нам нужно перевернуть свои ценности с ног на голову, потому что и Иисус правит в «перевёрнутом Царстве», Царстве не от мира сего.
Бог как никто лучше знает о наших человеческих ожиданиях, надеждах, проблемах, Он слышит наш вопль о несправедливости и просьбы вмешаться, но почему-то Он избрал способ сделать это настолько удивительный, что он кажется нам даже абсурдным. Представьте себя на месте Бога. Вот вы готовитесь к величайшему событию в истории Вселенной, когда вы отправите на землю Царя Царей, Бога Богов, Господа Господствующих, надежду всего человечества. Как бы вы все организовали? Воплотили бы вы этого царя в крохотного беззащитного младенца, который ещё не умеет ходить, говорить, принимать решения, его руки не способны держать ни меч, ни скипетр власти? Почему же Бог поступил именно так? Почему Он так умалил себя?

По мере того, как мы будем размышлять дальше, нас ждут ещё большие парадоксы Божьего замысла. Например, Бог позволил Своему Сыну родиться в хлеву для скота. Разве это подобающее место для рождения Царя, спросите вы? И хотя рождественские декорации хлева для нас стали уже очень привычными, мы все же рисуем их в своём воображении несколько приукрашенным. Как пишет Гейл Ирвин, «в них не хватает специфического запаха. Мы не представляем всей антисанитарии хлева, где земляной пол завален навозом, через который приходилось переступать, пробираясь к кормушке, чтобы положить новорождённого Младенца на сено, пропитанное густой слюной домашнего скота <...> Сын Божий явно заслуживал чего-то лучшего». Ни тебе врача, ни постели, чтобы отдохнуть, в этом городишке Вифлееме не оказалось ни одного места в гостинице, и Марии пришлось рожать среди блеющих коз и овец. Почему Бог со всей своей властью не вмешался и все мигом не устроил для Своего единственного Сына? Как будто это родился не Царь Вселенной, а безызвестный, никому не нужный раб.

Может, хотя бы с родителями Иисусу повезло больше? Все мы знаем, что Иосиф не является отцом Иисуса, потому что Мария зачала от Святого Духа. Таков был замысел Бога. Мы воспринимаем это как чудо сегодня, но в те времена, когда Иисус был маленьким мальчиком, люди представить себе не могли, как такое может быть, поэтому этот факт биографии Иисуса вызывал у них только насмешки. Как пишет Гейл Ирвин, «Иисус вырос с клеймом внебрачного ребёнка, постоянно слыша за спиной шёпот "Незаконнорожденный"». По законам того общества и времени внебрачный ребёнок и даже его потомки до десятого поколения не могли войти в общество Господне и даже претендовать на обычную заботу родителей. Это поистине было унизительно. Почему это случилось именно с Сыном Божьим?

Почему Бог допустил, чтобы родословная Христа (а чистота происхождения для евреев очень важна) была запятнана именами моавитянки Руфи и хананеянки Раав, которая была к тому же проституткой??? Да и другие личности в родословной Христа были хоть и выдающимися, но далеко не безупречными: Давиду и его сыну Соломону явно не хватало скромности в любовных делах, причём первый ради своих желаний пошёл даже на убийство. Да и Иаков, патриарх Израиля, постоянно оказывался замешанным в разные аферы. Словом, родословная у Иисуса была, как у обычного человека, как говорится, в семье не без урода. Гейл Ирвин пишет, что теперь «ни один скептик не сможет заявить, что Иисус был просто конечным продуктом многих поколений сверхлюдей».

Создаётся впечатление, что Бог намеренно «закрывает глаза» на какие-то, по нашему мнению, важные и очевидные вещи, чтобы сделать важным нечто другое! Что же именно? Теперь множество людей, отбросов общества, над которыми так же насмехались, в лице Иисуса обрели Того, к Кому они могли без страха прийти, Того, Кому могли довериться и в Ком обрести милость. Куда бы ни шёл Иисус, Он повсюду прикасался к людям, даже к тем, к кому никто не осмеливался прикоснуться, — бесноватым, прокажённым, проституткам, — Он разделял трапезу с мытарями, к которым основная масса населения питала отвращение. Он говорил: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Эти факты биографии Иисуса не случайность, а часть удивительного замысла Бога, благодаря которой мы сегодня имеем такого Господа, который может нам сострадать во всех наших немощах.

Иисус стал идеальным Первосвящеником, посредником между Богом и людьми. Как годится, у такой ключевой личности должно быть уникальное имя! Его имя означает «Иегова — спасение», вот только оно было вовсе не уникальным. Иешуа — так, скорее всего, звали каждого пятого мальчика в городишке, где родился Иисус. В этом факте мы также можем заметить замысел Бога максимально отождествить Мессию со своим народом, а не удаляться от него.

Как видим, пока в воплощении Бога на земле нет ничего грандиозного и необычного. Хотя... Погодите-ка... Не каждый человек может похвалиться, что о его рождении возвещал целый хор ангелов!!! Такое было лишь один раз в истории Вселенной, когда ангелы принесли на землю долгожданную новость: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь». Однако и тут есть странный момент: аудитория, которой ангелы доносили эту новость, состояла всего лишь из нескольких пастухов. Как, Спаситель Всего мира — и никакого космического масштаба? Но почему именно пастухи? Про них же ходила дурная слава воришек! Если бы они пошли по улицам орать эту новость, кто послушал бы их? Кто бы принял их всерьёз? Почему Бог выбирает такой ничтожный способ, чтобы донести что-то драгоценное?! Парадоксально, но Бог-слуга умалил себя, чтобы рядом с Ним мог возвыситься простой человек...

И это не единственный случай, когда Бог выбирал «странных» людей. Правильнее было бы даже сказать: Бог всегда выбирает своим инструментом очень странных людей — неподходящих, недостойных, непредставительных, с нашей точки зрения. Сначала Он послал впереди себя странного предтечу, чьи методы «готовить пути для Господа» можно назвать диковатыми. Иоанн Креститель одевался, как пещерный человек, питался диким мёдом и саранчой. Он призывал людей покаяться и резал правду-матку, не страшась последствий. Кто знает, может, именно такая встряска нужна была тому поколению, по горло погрязшему в грехах?..

Когда Иисус выбирал себе учеников, быть может, Ему сделовало бы пойти в ближайшую семинарию и выбрать там самых одарённых и подготовленных семинаристов, отличников, но почему-то Иисус идёт на пляж, где как раз без улова, уставшие и голодные возвращались с моря вонючие рыбаки. Их-то Он и позвал идти за собою. Сегодня мы знаем их как апостолов, талантливых, мудрых, красноречивых, но тогда, когда их «наука» только начиналась, они не могли связать два слова и толком не понимали высоких материй, о которых говорил Иисус. Бог все же использовал одного «заучку» — книжника Павла — но, прежде, чем сделать его более или менее удобным инструментом, Бог показал ему, что, зная всю теорию, Павел оставался при этом «слеп». Библия объясняет нам этот Божий метод: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрое, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное. Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом» (1 Кор. 1:27, 29).

Вы, должно быть, ожидаете, когда же наконец в биографии Иисуса будет что-то «царское». Был такой факт: мудрецы, которые пришли с востока, принесли младенцу Иисусу драгоценные дары — золото, ладан и смирну. Быть может, эти почести в наших глазах кажутся незначительными, не такими грандиозными, как сейчас принято приветствовать президентов, современных царей, но они символизируют нечто больше: Бог особенно близок к самым падшим, всеми забытым и самым нуждающимся, как пастухи, а ещё — к ищущим его всем сердцем, как те мудрецы. Они всю жизнь ждали, наблюдали, искали, и наконец пришли издалека, чтобы почтить царя.

Многие иконы и картины изображают Иисуса с утонченно красивой внешностью. Однако и это является не более чем человеческим домыслом! Пророк Исаия пишет об Иисусе так: «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53:2). Вот, что Гейл Ирвин думает по этому поводу: «Иисус выглядел настолько обычно, что просто растворялся в толпе. Иуде, чтобы указать на Иисуса, нужно было поцеловать Его, а ведь перед этим Он целых три года провел на людях. Кто знает, возможно, предатель обладал даже более приятной внешностью, чем Тот, Кого он предавал. Знание таких подробностей помогает понять, почему Иисусу так легко было общаться с людьми. Мне известно, что я испытываю, находясь в присутствии какого-то необыкновенно красивого человека, — зависть!» Рядом с Иисусом любой человек мог чувствовать себя свободно. Если внешность Христа могла бы стать для кого-либо камнем преткновения, Бог убрал даже эту преграду между собой и людьми.

То же самое касается и имущества. Сам Христос говорил о себе: «лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову» (Мф.8:20). Для нас, людей, имущество имеет большое значение, настолько большое, что оно даже влияет на наши отношения с людьми. Если мы общаемся с бедным, мы ведем себя расслаблено, но все равно стараемся подчеркнуть свой статус, а если говорим с богатым человеком, нам очень трудно быть искренними: мы напрягаемся, переживаем, что о нас подумают, что-то скрываем, что-то намерено приукрашиваем. Иисусу никто не мог позавидовать. Освободившись от лишних «мотивов», Бог мог свободно служить людям, удовлетворяя их истинные потребности. Умея находить монеты во рту рыбы или умножать хлебы и рыбу, этот человек мог бы стать самым богатым на земле, но не сделал этого. Сын Божий принёс нам иное богатство. Как пишет Гейл Ирвин в книге «Стиль Иисуса», «Он пришёл не для того, чтобы искупить вещи, но искупить людей. И Он полностью отдал нам Самого Себя».

Чтобы искупить наши грехи — а именно для этого Он и приходил — Иисус пошёл на крест. В современной мире крест не является чем-то позорным, напротив, его мы видим повсюду, это символ церкви, часть нашей культуры, быть может, мы даже носим его на шее. Поэтому нам трудно осознать всю глубину позора, который вытерпел Иисус ради нас. Но мы смогли бы понять, если бы представили, что Иисуса казнили в наши дни, и сделали это, скажем, на электрическом стуле, через повешение или расстрел или удушили бы в газовой камере. Мы гордились бы тогда, что наш Бог, наша надежда, ТАК ушел из жизни? Или может, мы даже постыдились бы называться христианами, побоявшись насмешек? Но тем не менее Бог избрал именно такой негероический, непрестижный, неромантический путь заплатить за наши грехи, потому что они — это вся грязь, все нечестие и вся мерзость, на которые мы были способны за всю свою историю. Чтобы этот позор наказания не несли мы с вами, Иисус взял этот крест на себя. Если мы верим во Христа, мы имеем прощение, примирение и вечную жизнь с Богом.

Иисус воскрес и больше не ходит по земле, но Он остается близким к нам. Он хочет иметь с нами личное общение. Часто мы настолько зацикливаемся на Его божественности, что превращаем Бога в теорию, догму. Забывая о человечности Христа, мы в результате уже не способны понять, как высокий и святой Бог может нам сострадать в наших немощах. Иисус прожил человеческую жизнь от зачатия до смерти, а значит, Он знает все её трудности, радости и печали. Нам не нужно отворачиваться от того человеческого образа Иисуса, который Бог дал нам, чтобы показать, каким Он желает видеть каждого из нас.

Мы сегодня являемся этими «труждающимися и обременёнными». Иисус пришёл именно к нам, чтобы исцелить, успокоить нас, взять на себя наши бремена. Пусть Рождество для нас станет тем временем, когда мы придём к Иисусу лично.

Просто Рождество без Иисуса — это все равно, что коробка без подарка внутри. Хотели бы вы получить такой подарок? И тем не менее, мы ежегодно дарим такие подарки друг другу — пустые коробки, без содержания. Не позвольте и этому Рождеству остаться для вас просто мишурой, декорацией, которую вы потом снова забросите на чердак до следующего раза. Позвольте Иисусу наполнить вашу жизнь смыслом сейчас. Придите к Нему лично в этот день, такими как есть, «труждающимися и обременёнными», чтобы Он подарил вам радость не на один день, а на целую вечность!

Иисус — это не просто весёлый праздник длинною в один день, пусть даже и самый сказочный на свете. Иисус — это намного больше. Это осуществление всех наших тайных мечтаний и нужд. Потому что Бог услышал наши мольбы и дал именно такой ответ. В Нём удивительно сочетаются и абсолютная святость Бога, осознавая которую, мы трепещем, и абсолютная ограниченность и смиренность человека, отчего Иисус становится особенно близким для нас. Он прожил совершенную жизнь, но то, что что при этом Он был в обстоятельствах, быть может, намного более тесных, чем наши, делает Его для нас примером, путеводной звездой, целью жизни.


Художник - Богдан Куплевацкий (8 лет)
Blog Widget by LinkWithin

Комментариев нет:

Отправить комментарий