понедельник, 29 августа 2011 г.

Многодетность: роскошь или примитив?

В последнее время зазорно стало иметь много детей. В народе существует такой стереотип: если в семье куча детей, то им уготована «цыганская» судьба, то есть они непременно будут ходить полуголодными и в обносках. Именно поэтому на многодетных мам смотрят с сочувствием, или даже с презрением. Мол, наплодила бедноту, теперь мучается. Многодетность в наше время уже не объясняется, как раньше, словами «Бог дал», а, скорее, словами «так получилось». Иметь много детей не только стало немодным, но еще и считается признаком отсталости, деревенщины. Мол, как в наше тяжелое материальное время можно быть такими безрассудными?! К сожалению, везде найдутся люди, которые будут крутить пальцем у виска, считая себя вправе решать, кому, сколько, когда надо иметь детей, и какая между ними должна быть разница в возрасте. 
 
Не секрет, что родительство нынче расценивается больше как капиталовложение, нежели вложение чего-либо еще. Поэтому народный вердикт таков: если нет денег, то нечего и заводить детей. Эта удавка общественного мнения способна в любом человеке задушить здоровое желание иметь много детей из страха перед тем, что подумают люди. Что же происходит? Почему то, что раньше считалось даром Божьим и благословением, вдруг перешло в разряд примитива? Какие духовные корни этого явления?
Вся Библия говорит нам о том, что Бог любит детей, ведь они — Его творение. Через каждого нового человека Бог выражает Свою сущность, то есть любовь. Он созидает его в утробе матери, в тайне, куда никто не может проникнуть; Божьи глаза видят маленький зародыш и всю его дальнейшую судьбу. Каждого нового человека Бог наделяет уникальными данными и посылает на землю с определенным назначением. В Библии сказано, что дети — наследство Господне и Его награда. Они уподобляются стрелам в руках хорошего солдата: «Блажен, кто свой колчан заполнил сыновьями...» (Пс.126:1-5). Иметь детей, «как травинок на земле», считалось подлинным счастьем (Иов. 5:25). Поэтому если Бог дает детей, а мы их не хотим принимать, мы отвергаем тем самым Божий дар. 
 
В результате длительного господства теории эволюции и атеизма в наших умах, мы перестали рассматривать рождение ребенка как боготворчество. Многие видят ребенка лишь как естественное биологическое последствие половой жизни, совершенно отвергая тот факт, что Бог, создав человека по Своему образу и подобию и дав ему повеление размножаться, с тех пор Сам повторяется в каждом новом человеке, оставляя в нем Свое отражение. Как только мы забываем об этом, то начинаем видеть людей лишь как биологический материал. И относимся к рождению нового ребенка как огородник, посеявший морковь. Вот он вернулся спустя какое-то время, чтобы прорвать морковь там, где густо растет. Он сам решает, какую вырвать, а какую оставить. Ведь чем больше будет простора морковке, тем крупнее она вырастет, а мелочь безнадежную лучше сразу повыдергивать, чтобы не занимала места. Эта сатанинская философия «отбора» говорит нам, что право на жизнь нужно заслужить.
 
Бог же, напротив, благословляет детьми как праведных, так и грешников, и в этом Его величайшая милость. Это говорит о том, что Бог для каждого отдельного человека дает отдельную благодать и шанс на спасение. Поэтому и мы не можем складывать цену ребенку как человеку, смотря на то, из какой он семьи. В глазах Бога все дети, которым Он дает жизнь, имеют равные шансы стать праведниками. 
 
Когда мы смотрим на свою собственную жизнь, то ее ценность не вызывает у нас никакого сомнения. Мы уникальны в своем роде, полезны. Как кто-то мог быть против нашего рождения? Какое он имеет право? Когда же мы размышляем о детях еще не родившихся, а особенно о чужих, мы с легкостью допускаем, что кто-то может быть лишним. Мы, люди, присваиваем себе право решать, кто имеет моральное право размножаться, а кто нет. Библия рассказывает нам, что, когда евреи были в египетском рабстве и их численность сильно увеличилась, это обеспокоило египетского фараона. Он побоялся бунта с их стороны, поэтому повелел изнурять евреев непосильным трудом, а также убивать каждого рожденного еврейского мальчика, чтобы таким образом истребить этот народ. Гитлер со своей идеологией арийской расы зашел еще дальше, истребляя все другие народности и искусственно пытаясь создать условия для размножения арийцев. Чем дальше человек в своей мудрости отходит от Бога, тем сильнее в нем проявления различного рода гордости и мизантропии в вопросе деторождения.  
 
Презрение и циничность — вот отношение современного общества к многодетным семьям. Всему виной стереотипы, которые мы часто принимаем, не анализируя. Ни для кого не секрет, что, по мнению общественности, в наше время беззаботно размножаются только неблагополучные семьи (алкоголики там, наркоманы), а также цыгане и «религиозные фанатики», то есть люди, горячо верящие в Бога. Мы легко и бездумно принимаем готовые стереотипы, которыми фаршируют нашу голову средства массовой информации. Например, по телевидению нам довольно часто рассказывают о нерадивых мамашах и папашах, которые, нарожав детворы, потом не могут справиться со своими обязанностями. То они делают своих детей жертвами своих зависимостей, устраивая у них на глазах пьяные оргии, то проявляют халатность, надолго оставляя детей без присмотра, то избивают, а то и продают собственных детей от безысходности. О хороших же многодетных семьях ничего практически не говорится, как будто они и вовсе не существуют. Одним словом, обществу промывают мозги, чтобы настроить нас против многодетной семьи, рисуя в нашей голове образы несчастных нищих, голодных, голых малышей. Кто же после этого осмелится бросит вызов обществу и показать достойный пример здоровой, красивой и радостной многодетной семьи? 
 
Экраны телевизоров и глянцевые обложки нам предлагает образ красивой свободной женщины. У нее идеальная фигура и дорогая одежда, у нее карьера и признание, у нее куча поклонников, но она не зависит ни от кого. А мать же троих детей, наоборот, — это такой ограниченный депрессивный полудикий зверек, который из дома выходит только на детскую площадку и на базар, ничего, кроме пеленок, не знающий, вечно недосыпающий, вечно перебирающий в весе, вечно зависимый от мужа, который дает деньги на кашу для детей. Маленькие девочки, с раннего детства впитывающие эти стереотипы, вступают во взрослую жизнь с четкой установкой не обременять себя узами брака и не заводить детей как можно дольше. 

Сегодня многие из нас отвечают на вопрос о рождении ребенка как на вопрос о личном комфорте. То есть это должно быть не хлопотно, в пределах наших финансовых возможностей, должно подчеркивать наш статус, но не более того. Это чем-то напоминает покупку дорогой бытовой техники или, скажем, автомобиля. Перед тем, как покупать машину, каждый из нас тридцать раз подумает, какую купить: заглянет в свой кошелек, мысленно прикинет, во сколько может обойтись ремонт и содержание, оценит свои возможности. 
 
Так же в последнее время стали думать и о рождении ребенка. В этом есть доля здравого смысла, ведь дети действительно требуют вложения средств. Одежда, еда, а особенно образование нынче стоят недешево. Но нам нужно ответить на один важный вопрос: дети — это капиталовложение или вложение чего-то другого? Делает ли вас счастливыми ваше образование? Или ваша одежда? Или ваша еда? Как взрослые люди, мы уже понимаем, что не это в жизни главное. Так зачем же мы изо всех сил хотим воспитать нашего единственного ребенка в этой ложной идеологии?
 
Многие родители настолько сильно хотят дать детям все самое лучшее, что решают лучше иметь одного ребенка и дать ему все, нежели нарожать много детей и заставить их тем самым чувствовать себя необеспеченными и неполноценными. Страх оказаться неспособным дать что-то своему ребенку очень силен и он подавляет во многих людях желание иметь много детей. Но здесь надо быть очень осторожными. Ведь, стремясь во что бы то ни стало дать своему чаду все самое лучшее и по первому требованию, мы можем оказать медвежью услугу его характеру. Человек, который никогда не слышит в свой адрес слова «нет» и не знает никакой нужды, не способен смиряться и бороться. Такому человеку будет трудно в неуютном враждебном мире. Поэтому это здорово, если ребенок растет в семье с братьями и сестрами, учится делиться, довольствоваться малым и получать удовольствие от простых вещей. 
 
Финансовый фактор для многих родителей становится решающим в вопросе рождения еще одного ребенка. Как мама могу из собственного опыта сказать, что далеко не все то красивое и дорогое, что лежит на полках в детских магазинах, действительно так уж и нужно. Производители хотят нам внушить, что без этих вещей детство наших детей будет не таким счастливым. И мы волей неволей начинаем верить, что наша любовь к малышу оценивается количеством потраченных на него денег. И не имея возможности все это дать ребенку, мы порой чувствуем себя никудышными родителями. Но мы не должны вестись на этот обман! Мы не будем худшими родителями только потому, что не сможем купить своему ребенку дорогую и навороченную пустышку! 
 
Ребенок же совершенно по-другому видит и чувствует нашу любовь. Ему по началу все равно, во что он одет и сколько все это стоит, но он впитывает каждое ваше слово, которое помогает ему понять, кто же он такой в этом мире и чего он стоит. Так что же тогда самое важное, что мы можем дать своему ребенку? 
 
Любовь — это самое первое и важное, что ребенок должен получить в семье. Любовь безусловную, то есть не заслуженную, а простую и надежную, постоянную и непеременчивую. Ребенок должен знать, что для своих родителей он самый лучший и драгоценный, что вы будете его любить вне зависимости от того, что он сделал, а что не сделал. Здесь, естественно, не должно быть никакого лицемерия: если ваш ребенок, откровенно говоря, последний по успеваемости в классе, то незачем говорить ему, что он самый умный, иначе, когда он вырастет, то все вокруг будут дураки в его глазах. Найдите что-то другое, за что вы можете хвалить своего ребенка и гордиться им: кто-то помогает по хозяйству, кто-то имеет успехи в спорте, кто-то отзывчивый и всегда приходит на помощь, кто-то ответственный, кто-то ласковый, кто-то любознательный, а кто-то просто смешной и повышает всем настроение. Но даже если ваш ребенок сама посредственность, он должен быть уверен, что он — ваша драгоценность. Родители не имеют никакого права перед Богом отказываться от своих детей, что бы те ни сделали. 

Второе, что вы обязательно должны сделать для своего ребенка — это воспитать страх перед Богом. Слово Божье говорит, что именно это — начало мудрости. Бог доверяет вам свое творение, чтобы вы помогли ему познакомиться с Творцом. От вас ваш ребенок должен узнать, что Бог выше всего сущего и Он — источник радости, счастья и достатка. В Нем утешение и защита. Он — любовь. В Нем — спасение и вечная жизнь. В нем — все, в чем когда-либо нуждался человек. 
 
Если вы сможете воспитать своего ребенка уверенным своей ценности, в вашей любви и любви Бога, то ничто и никогда не выбьет почву у него из-под ног. Такой человек никогда не будет комплексовать и чувствовать себя неудачником, если у него не ультрамодные кроссовки, если он не встречается с самой красивой девушкой или что он до сих пор не директор своей фирмы. Не один «единственный ребенок в семье» пошел по наклонной, потому что родители дали ему слишком много ненужного и не дали самого главного — Бога!

В 1980 году на экраны вышла картина под названием «Однажды 20 лет спустя». Выпускники школы встречаются через 20 лет и делятся своими успехами. У кого-то свое дело, кто-то кандидат наук, но когда пришла очередь рассказывать главной героине фильма — любимице класса Надюше Кругловой, она просто сказала, что она — мама. У нее и ее мужа Кирилла десять детей, что по меркам того времени было мягко говоря нестандартно. Создатели фильма стремились разрушить сложившийся стереотип «несчастной» многодетной семьи, показав то удивительное счастье, которое царило в семье Кругловых. Этот фильм правдивый. В нем нет никакой утопии материнства. Счастье этой семье не далось легко, им пришлось пройти через ад общественного непонимания. Дети приходили домой и жаловались, что с них смеются, что они ходят в обносках. То дорогое платье, которое подарил Наде любящий муж, она перекроила, чтобы пошить дочке костюм снегурочки, чтобы она была самой лучшей на празднике и с нее никто не смеялся. Сама Надя в горькие минуты отчаяния говорила мужу: «Я днем и ночью хочу спать много-много лет. У меня стали шершавыми руки, у меня триста километров морщин. Я думала, это, как праздник, а меня никто на свете не понимает...» И все же Надя смогла перешагнуть через презрение общества и остаться собой. На вопрос одноклассников «Чего ты ждешь от жизни?» она счастливо отвечает: «Я жду ребенка!». Эта картина хочет донести до зрителя: если для вас многодетность — это праздник, то не позволяйте трудностям и стереотипам отнять его у вас.
 
На первый взгляд, действительно, времена сегодня не самые лучшие, чтобы рожать много детей. Цены неистово ползут вверх, зарплаты лениво топчутся на месте, экология ухудшается, атомные взрывы, везде коррупция, по телевидению целый день один разврат, на обочинах валяются использованные шприцы, а маньяк до сих пор на свободе. Зло сгущается, и вовсе не хочется, чтобы это коснулось наших детей. Но ведь раньше тоже были жестокие войны, были кризисы, были репрессии, был голод, и, скорее всего, дальше будет еще хуже, потому что так написано в Библии. Но это не значит, что Бог изменился, отказался от своего авторского права на каждого маленького человечка, это не значит, что Его рука сократилась, чтобы защищать и благословлять. Бог не каждого призывает к многодетности, но каждому, желающему этого, даст силы. В интернете мне попался рассказ одной женщины о Божьей верности:
«В разгар перестройки, когда люди не решались рожать и ругали всех и вся, нам довелось испытать на себе и Промысел, и чудо, и заботу с Неба, когда мои сорокалетние родители узнали, что ожидают малыша. Третьего. Мне было пятнадцать лет. Папа шагнул в неизвестность – и был поддержан. Маму пугали рождением урода, ухудшением без того неважного здоровья, преждевременной смертью, загубленным покоем и отравлением жизни старших детей, то есть моей и брата. А я захлебнулась от счастья и относилась к братику скорее как к сыну. Всю жизнь мы не доживали до зарплаты, экономили, а тут на нас посыпалось, как из рога изобилия. Пособие на ребенка нам платили не из собеса, а прямо Сверху».
 
Сколько заводить детей — это личное дело каждой семьи, которое она должна решать вместе с Богом. Никто другой не имеет права упрекать ее за это решение. Мы должны помнить, что за каждым новым ребенком стоит Творец, чья воля была на то, чтобы этот ребенок появился. В Библии говорится: «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело [скажет ли о тебе]: "у него нет рук?" Горе тому, кто говорит отцу: "зачем ты произвел [меня] на свет?", а матери: "зачем ты родила [меня]?" Так говорит Господь: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?» (Ис. 45:9-11). Богу неприятна наша позиция, когда мы считаем, будто бы дети — наша личная заслуга и наше личное дело, как будто бы у детей нет иного творца, кроме нас самих.
 
Так что же такое многодетность? Богатство и радость или ярмо? Одна моя знакомая многодетная мама успела наслушаться всяких вопросов по поводу своей многодетности. «Самый типичный вопрос, который мне задают, - говорит она, - «Это все Ваши?» Но еще более странно для меня прозвучал однажды вопрос врача-мужчины: «Все от одного мужа?» Он был крайне удивлен, услышав мой утвердительный ответ. Вторым по популярности, пожалуй, будет: «Как же Вы с ними справляетесь? Тяжело, наверное?..» Это женский вопрос. Уж кто-кто, а женщины точно знают, что это, ой, как нелегко! Изредка могут поинтересоваться: «Вы, наверное, верующая?» Думают, что раз рожает, значит, не может сделать аборта, так как «вера не позволяет». И, конечно же, жалеют: «Не повезло… Бедненькая!» Но я так не думаю, потому что я – не «бедненькая». Я самая богатая и очень горжусь, что стала четырежды мамой». 
 
Раз Бог дает дитя, значит, Он решил, что так будет лучше. У Него не бывает ошибок. Мы очень слабо понимаем Божье сердце, потому что измеряем его своим собственным. Наши человеческие сердца слишком узки, бедны, чтобы осознать уровень Божьей любви. Бог любит детей больше, чем мы себе представляем. Он каждого творит с любовью и без тени сожаления. И задолго до их рождения Он за каждого внес драгоценную плату на кресте. Человечек еще не родился, а Бог уже предвидел наперед каждую его ошибку, которую он совершит в будущем, каждую боль, которую Он причинит своим близким и Ему, своему Творцу. Но Бог все равно дает жизнь будущим героям и праведникам, будущим развратникам, ворам, маньякам и атеистам, потому что безгранично любит каждого и готов принять каждого, даже после того, как от них отвернется весь мир.
 
Мы восхищаемся заслугами героев нашего времени. Кто-то поставил олимпийский рекорд. Кто-то смог вывести свою страну из кризиса или положить конец войне. Кто-то добился невиданных высот в науке и изобрел какой-то прибор, какую-то технологию, и весь мир теперь благодарен ему за то, что он облегчил нам жизнь. Всех этих героев родила мама. А кто ей благодарен? Быть может, этот герой был пятым ребенком в семье, и он стал героем именно потому, что его мама не сделала аборт, не пожалев себя, а наоборот, отказала себе во всем, чтобы дать это все еще одному ребенку. Кто оценит этот поступок? Будущие великие герои приходят на землю беззащитными малышами. И если весь мир изначально против них, то как мать или отец могут не заступиться за свое дитя или отказаться принять его? Дорогие будущие мамы и папы, посмотрите, какую свою драгоценность Бог доверяет вам, чтобы сделать вас воистину богатыми. Не временными тленными деньгами, а вечными родными душами, вложенная в которых любовь никогда не обесценится.
Blog Widget by LinkWithin

2 комментария:

  1. как-то смутно понятно: планирование семьи это нормально или эту сферу отдавать небу?
    и если все-таки отдавать, то написано ли в библии что бог будет помагать заботится за деток ну или что-то в этом роде там есть?
    Ваша статья ободряет иметь больше одного ребенка, за это спасибо. Только вот дети сейчас часто умирают, чтобы эту боль не переживать - то и рожать не хочется...

    ОтветитьУдалить
  2. Я так понимаю, что под "планированием семьи" вы имеете в виду использование контрацепции? это такой вопрос, на который трудно дать однозначный теологический ответ. в жизни существует как много "за", так и много "против". мне кажется, что каждая семья должна этот вопрос решать в контексте своей веры (доверия) Богу и видения (сколько хотят иметь детей, когда и т.д.). Бог однозначно "за" осмысленный подход к зачатию. то есть, когда семья решает завести ребенка, за которого они хотят нести ответственность - пожалуйста. если же ребенок нежелателен, есть возможность предохраняться, используй ее. я знаю много семей, которые предохраняются до поры до времени, пока не получат от Бога желание иметь ребенка, а потом они просто отдают это в руки Бога. Относительно же обеспечения, то здесь важно понимать, что если Бог дает видение и желание на что-то (это касается не только детей, а чего угодно), а вы этому видению следуете, то вы можете рассчитывать на Божью помощь в этом. Вот что сказано в Евангелии: "Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?" (Матфея 6:26-27).
    Потерять ребенка - это, естественно, очень сильная боль. одно дело, если это у близких или знакомых, а другое - когда это твой собственный ребенок. но здесь тоже важно не заходить слишком далеко, когда это начнет смахивать на "я не буду никогда летать на самолете, потому что мой сосед летал и разбился". не примеряйте никогда на себя чужые страхи и трагедии. уже доказано, что чего человек больше всего боится, то с ним и случается, потому что он сам это притягивает к себе своим ходом мыслей. мне кажется, что в таком случае как раз лучше иметь не одного,а несколько детей, чтобы, если с одним что-то случится, то у вас осталось утешение.

    ОтветитьУдалить